Блог директора

Про агрессию и конфликты

Современный темп жизни все чаще заставляет людей искать возможность быстрого передвижения. Инструментом как правило выбирается автомобиль.

При выборе автомобиля водители обращают внимание на три составляющих. Это цена, динамика и комфорт. Ценовая политика производителей приводит к популяризации автомобиля, как средства передвижения. Что неизбежно порождает конкурентную среду на дороге. Борьба за каждую секунду и метр дороги часто становится причиной конфликтов. Еще одним фактором, напрямую влияющим на уровень напряженности на дороге, становится качество подготовки водителей.

Давайте разберем на значения понятие «агрессивное вождение». Агрессия возникает из сопротивления интересов — конфликта. Агрессия — умышленное создание условий дискомфорта для других участников.

Так что же приводит к источнику агрессии – конфликту?

В первую очередь, непредсказуемость в поведении. Частое резкое перестроение, движение на высокой скорости (особенно мотоциклисты), резкое торможение, действия «в последний момент». Обратим внимание на то, что есть объединяющий фактор для всех вышеперечисленных ситуаций — дефицит времени для обоих участников ситуации.

Разберем на примере перестроения. В правилах дорожного движения точно определён факт необходимости уступить дорогу ТС, движущемуся в своем ряду. (8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа).

То есть водитель, в намерение которого входит смена ряда, должен поступить таким образом, чтоб не заставить автомобиль, движущийся в «своей полосе», изменить скорость или направление движения. Всё просто, когда достаточно пространства, но в городе в условиях плотного потока выполнить это требование становится чрезвычайно сложно. В подобной ситуации водители должны идти на компромисс путем взаимной коммуникации. И если так происходит, то ситуация заканчивается благополучно. Но бывает иначе. И водители идут на сознательный конфликт. И как следствие — агрессивное поведение. Водитель, меняющий ряд, начинает активно действовать, ведь с каждым метром до съезда остается меньше времени. И чем больше становится дефицит, тем агрессивней он пытается перестроиться. С другой стороны, водитель, занимающий свой ряд, прикрываясь выполнением ПДД, активно противодействует манёвру. В борьбе за четыре метра пространства и секунды водитель ставит на карту часы времени, ремонт автомобиля… Встает вопрос, кто из водителей в данной ситуации ведет себя агрессивно?

Давайте посмотрим на причины возникновения ситуации. Со стороны водителя, который перестраивался. Факторами, которые заставили его идти на конфликт могли стать: неверное планирование маршрута, отвлечение внимания, завышенная самооценка, недостаток опыта. Со стороны водителя, движущегося по прямой: Не желание уступать, не полный анализ ситуации, усталость. Про анализировав это можно с уверенностью утверждать, что к конфликту привела целая система ошибок водителей как с одной так, с другой стороны. Что в итоге определило их агрессивное отношение друг к другу. В подобных ситуациях невозможно возложить понятие «агрессивное поведение» лишь на одну сторону.

Стоит скорее рассматривать «агрессивное поведение» водителей как результат системы конфликтов. Причинами которых становятся ошибки водителей. Дополнительно необходимо затронуть ситуацию меж личностных отношений водителей. Находясь в замкнутом пространстве кузова автомобиля, водители, управляя средой, взаимодействуют не с людьми, а с автомобилями. Каждый автомобиль на пути следования рассматривается водителем, как препятствие. И взаимодействуя с системой препятствий, пропадает ощущение общества вокруг. И агрессия направлена не к личности, а к препятствию. Среди дополнительных ключей конфликта можно выделить дополнительные факторы:

  1. Медлительность (вялый набор скорости)
  2. Агрессивность (перестроение на малой дистанции, частые и резкие перестроения)
  3. Пренебрежительность ко мне:
  • остановка вторым рядом, небрежная парковка
  • не включение указателей поворота
  • занимающие не «свой» ряд (едущие медленно в левом ряду, грузовые в 3-м и более ряду)
  • езда по обочине…

Что в совокупности является системой ошибок водителей.

Так и превышение скорости можно рассматривать, как систему ошибок. Если проанализировать причины превышения скорости можно выделить следующие:
  • Водитель опаздывает
  • Удовольствие
  • Соперничество
  • Стремление к риску
  • Ошибки в оценке
  • Эмоциональное состояние
  • Недостаточный опыт

И каждая из этих ошибок может привести к развитию конфликта и агрессивного поведения.

Вводя дополнительные санкции за «Агрессивное вождение», есть риск однобокого наказания. И неоднозначности трактования. Сама наказание не является исчерпывающим средством. Наложение штрафа в данной ситуации не приведет к значимым результатам, борясь с вершиной «айсберга», из внимания упущена сама причина возникновения конфликтов и агрессивного поведения. Технические средства способные фиксировать подобные ситуации установлены, не во всех автомобилях. Невозможно вводить точные критерии и определения «агрессивного вождения». Так как каждую ситуацию необходимо рассматривать, в частности.

Конфликты — это результат ошибок водителей, вводить эффективные меры необходимо именно на этом уровне.

Первая часть решения: необходимо закладывать на уровень начальной подготовки. Усиливая инструкторский состав. Создавая инфраструктуру, способную эффективно и качественно готовить и контролировать инструкторский состав. Необходима ежегодная переподготовка мастеров производственного обучения. Выводя уровень подготовки водителей в качественно новую плоскость. Это позволит начинающему быстрее и безопаснее адаптироваться в дорожных условиях. Это снизит градус напряженности на дорогах.

Вторая часть решения лежит в плоскости второго уровня подготовки водителей. В системе «Защитного вождения». Данный продукт для водителей с опытом позволит качественно снизить риски при управлении автомобилем. Где путем обучения, демонстрации и мотивации водителей достигается результат коррекции самооценки и реального уровня техники управления.

Третья часть решения — социальная активность продвижения идей безопасного управления. Ведь ни для кого не секрет, что, садясь за руль, мы принимаем на себя долю рисков для выполнения задач. Но важно объяснять обществу цель — вернуться домой живым и целым. И учить, что уровень задач не должен стать даже на секунды выше уровня целей.