Источник: Аналитический центр НАФИ
Каждый четвертый россиянин (23%) заявляет, что в прошлом сезоне ездил на электросамокате, при этом, по прогнозам НАФИ, доля пользователей этих средств индивидуальной мобильности в 2022 году вырастет. С марта по май электросамокатом в качестве транспорта или для прогулочных поездок воспользовались уже 17% россиян, а 40% говорят, что планируют начать или продолжить использовать данное средство передвижения. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ* и экспертного центра «Движение без опасности».
Пользователи электросамокатами в 2021 году
Каждый четвертый россиянин (23%) в прошлом году использовал собственный или арендованный электросамокат в качестве транспорта или для прогулочных поездок по городу.
18% респондентов пользовались кикшерингом – системой краткосрочной аренды электросамокатов через мобильное приложение. Типичный портрет пользователя услуг кикшеринга: молодой мужчина до 34 лет, имеющий высшее образование и работу.
12% россиян передвигались по городу на собственном электросамокате. Доля таких россиян выше среди молодежи (21% среди респондентов от 18 до 24 лет), мужчин (14% против 10% среди женщин) и трудоустроенных (14% против 8% тех, кто не имеет постоянной работы).
Сезон электросамокатов 2022 года
Поездки на электросамокате являются сезонным способом передвижения. В Москве станции кикшеринга Яндекс, URent или Whoosh открылись в начале марта, в большинстве других российских городов – в середине апреля. Сезон продлится до конца октября.
Каждый пятый россиянин (17%) заявляет, что за первые несколько месяцев сезона 2022 года он уже воспользовался своим собственным или арендованным электросамокатом. При этом 12% россиян пользовались услугами кикшеринга, а 8% – собственными устройствами.

* Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Доля всех пользователей электросамокатами в этом году может составить более трети населения, так как намерение начать или продолжить передвигаться по городу таким способом выражают 40% россиян. Это на 17 п.п. больше доли всех пользователей электросамокатами в прошлом сезоне (23%).
34% россиян планируют начать или продолжить пользоваться кикшерингом. Чаще всего это представители молодежи – каждый второй респондент (51%) от 24 до 35 лет заявляет о том, что будет ездить по городу на арендованном электросамокате.
16% опрошенных намерены купить свой электросамокат или продолжить пользоваться имеющимся. Об этом заявляет каждый пятый в возрасте от 24 до 35 лет (20%), а также работающие россияне (19%).

Среди тех, кто не пользуется и не планирует пользоваться электросамокатом в качестве транспорта или для прогулочных поездок по городу, преобладают люди предпенсионного и пенсионного возраста, женщины и неработающие россияне.
В 2021 году ни разу не воспользовались электросамокатом 77% россиян. В этом году не планируют это делать 60% опрошенных.
Ирина Иванкова, директор направления исследований в сфере туризма и транспорта Аналитического центра НАФИ:
«Управление электросамокатом требует от водителя знаний правил дорожного движения, определенных навыков управления подобным устройством, навыков езды по городу, а также наличия специальной защиты. Большинство пользователей кикшеринга и многие владельцы самокатов пренебрегают этими важными параметрами, создавая опасные ситуации для себя и окружающих. Это создает негативный имидж электросамокату и является барьером для привлечения новых пользователей».
Вадим Мельников, генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности»:
«Популярность электросамокатов как транспорта последней мили растет год от года. Всплеск интереса со стороны пользователей в период введения локдауна в 2020 году позволил раскрыть для городов новую нишу микромобильности, которая, тем не менее, по сей день не имеет нормативного регулирования.
В отчете за 2021 год НЦ БДД МВД РФ впервые вводит разделение при классификации ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) по статусу лица, управляющего устройством. Так, если мощность электродвигателя СИМ не превышает 0,25 кВт, то пользователь приравнивается к пешеходу, если мощность более 0,25, но менее 4 кВт – к водителю, а устройство по характеристикам приближается к мопеду. Такая классификация позволяет определить какие разделы ПДД РФ и статьи КоАП будут применяться в случае происшествия к лицу, управляющему СИМ.
Но, какие меры необходимо принимать, чтобы предотвратить ДТП? В своём выступлении на пресс-конференции, приуроченной ко Дню образования Госавтоинспекции, начальник ГУОБДД МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников анонсировал, что статус СИМ может быть решен до конца года. Однако, к настоящему времени ещё нет механизма, который позволял бы контролировать то, кем является пользователь электросамоката, а значит и предписывать правила, которых он должен придерживаться до начала маршрута.
Работа над привитием культуры поездок на подобных устройствах должна формироваться комплексно уже сейчас. Важно не только нормативно закрепить СИМ в ПДД РФ, но и работать с пользователями на уровне сервисов, Госавтоинспекции, департаментов транспорта, общественных организаций. Только совместными усилиями можно сделать каждую поездку на электросамокатах безопасной и удобной, а сами устройства привлекательными для различных групп граждан».