На радио «Комсомольская правда» прошел очередной выпуск программы «Россия без ДТП». Тема этой недели о педагогах, которые выбрали ПДД. Поговорили о том, как готовят учителей, которые обучают школьников правилам дорожного движения, как занимаются со школьниками в системе ЮИД и развивают это направление.
В программе приняли участие:
Светлана Кропачева – консультант Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России;
Татьяна Моторина – начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции Кузбасса;
Людмила Купреева – руководитель Кузбасского детско-юношеского центра безопасности дорожного движения.
Ведущие: Вадим Мельников, Антон Челышев.
В начале выпуска Антон Челышев привел статистику дорожно-транспортных происшествий.
С 14 по 20 сентября на дорогах страны, по предварительным данным, произошла 2151 автоавария, погиб 241 человек, травмы получили 2614 человек. В том числе, 51 пешеход погиб, еще 532 пешехода получили ранения различной степени тяжести. Также в эту статистику у нас попали 136 ДТП с участием пьяных водителей либо отказавшихся от медосвидетельствования. Их жертвами стали 16 человек, еще 185 получили травмы. Также за минувшие семь дней произошло 320 ДТП, в результате которых погибли 12 детей, еще 345 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет получили травмы. Среди погибших несовершеннолетних 7 пассажиров транспортных средств, 2 ребенка-пешехода, 2 ребенка-велосипедиста и 1 ребенок – водитель мотоцикла. Виновниками гибели детей стали взрослые участники дорожного движения, в том числе водители, которые сели за руль после употребления алкоголя.
Далее эксперты приступили к обсуждению основной темы – как готовят учителей, которые обучают школьников правилам дорожного движения.
Министерство просвещения России ежегодно организует курсы повышения квалификации для педагогов, которые занимаются обучением детей безопасности на дорогах. В этом году также будут организованы курсы повышения квалификации в период с октября по декабрь, объемом общим 72 академических часа. Этот доступ для записи будет открыт на сайте Минпросвещения, и все педагоги, которые желают повысить свою профессиональную компетентность, смогут записаться на онлайн-курсы, которые будут проходить в организации дополнительного профессионального образования. Светлана Кропачева сообщила, что в прошлом году прошли обучение 5003 педагогических работника по следующим направлениям:
- Создание и организация работы в образовательной организации;
- Как организовать структуру отряда ЮИД, выделить основные приоритеты деятельности;
- Материально-техническая и учебно-методическая база для создания ЮИД;
- Взаимодействие отряда ЮИД образовательной организации с другими общественными организациями, в том числе и с подразделениями Госавтоинспекции.
Далее эксперты обсудили подход к организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по обучению детей навыкам безопасного поведения на дорогах, каким он должен быть на региональном уровне, чтобы работа шла максимально эффективно.
«Те люди, которые занимаются обучением детей, должны иметь педагогическое образование. Даже здесь разделяются педагогические работники на педагогов дополнительного образования и на педагогов, которые работают в общеобразовательных организациях. Они преподают основные предметы. В Кемеровской области как-то так заведено, что автогородки и центры по работе с детьми создаются при учреждениях дополнительного образования. Потому что эти организации более свободны в выборе тематики», – рассказывает Людмила Купреева.
В Кемеровской области стабильно снижаются основные показатели аварийности, количество ДТП с участием несовершеннолетних и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий.
«Но, к сожалению, за 8 месяцев текущего года в Кузбасе мы имеем рост основных показателей аварийности с участием детей, но здесь, опять же, возвращаясь к теме сегодняшней беседы, у нас значительное снижение количества ДТП и пострадавших пешеходов, в том числе и по вине несовершеннолетних участников дорожного движения. Снижение по пассажирам, наблюдаем, что велосипедисты стали вести себя прилично, если можно так выразиться. Такой рост аварийности дают ДТП с участием детей, которые управляли мототехникой. То есть в этом сезоне есть всплеск, практически на 50% возросло и количество ДТП. 2 ребенка, будучи водителями мототехники, получили смертельные травмы в результате ДТП. Если говорим исключительно по мототехнике, то 34 ребенка получили травмы, половина детей были без мотошлемов», – поделилась Татьяна Моторина.
Она рассказала, что педагоги играют огромную роль в системе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе в работе с родителями.
«Сейчас наша задача – выработать новые формы, методы работы с родителями, и уже есть прогресс в этом направлении», – также добавила она.
Как же можно оценить эффективность работы, проведенной в данном сегменте?
«Здесь вопрос хороший, но, наверное, самой качественной метрикой будет то количество обучившихся, которые в итоге не попали в какие-то сложные ситуации, плюс повторный интерес и, так скажем, популярность этого курса среди учащихся, среди аудитории, среди населения. Мне кажется, это самое ключевое», – сообщил Вадим Мельников.
«Мне все-таки хочется верить, что лучшие показатели – низкие показатели аварийности, а лучше нули, конечно, с участием детей. И пока эти цифры статистики не достигли нуля, нам есть к чему стремиться, и нам есть над чем работать, как совершенствоваться. Значит, нужно искать новые рычаги воздействия и способы обучения педагогов в первую очередь, детей и родителей. Конечно, мы стремимся к нулю ДТП с участием детей», – добавила Татьяна Моторина.
Эксперты также поделились опытом, как провести региональные массовые мероприятия по безопасности дорожного движения и как их сделать интересными и полезными для детей, педагогов и в идеале для родителей тоже.
«Да очень просто. Чтобы провести такое, нужно иметь такой лагерь, который есть в Кузбассе – это государственный лагерь, куда мы заезжаем с ребятами на шесть дней. И туда приглашаются все 33 наших муниципалитета – не бывает так, что у муниципалитета есть выбор не ехать, они все туда едут со своими программами. А потом в итоге у нас получаются методические сборники», – рассказывает Людмила Купреева.
Также участники программы отметили, что на федеральном уровне готовятся программы по обучению педагогов тому, как в свою очередь учить детей обращаться со средствами индивидуальной мобильности.
«Сейчас такие часы введены в рамках предмета «Основы безопасности и жизнедеятельности». Также программы дополнительного образования и часы факультативов и в дополнительном образовании, и в программах общего и начального образования», – рассказала Светлана Кропачева.
В завершение, ведущие подвели итоги опроса: «Довольны ли вы тем, какие знания безопасности дорожного движения дает сегодня школа?»
В социальной сети ВКонтакте самый популярный ответ – «мы обучаем ребенка ПДД сами без оглядки на школу» – 56%. Второй по популярности ответ – «ребенок правила дорожного движения знает, но не всегда их соблюдает» – 21%. В «Одноклассниках» же 60% выбрали вариант ответа «мы обучаем ребенка правилам дорожного движения самостоятельно». В официальном Telegram-канале Госавтоинспекции тоже самый популярный ответ – «мы обучаем ребенка правилам дорожного движения самостоятельно» – 48%. Второй по популярности ответ – «ребенок правила знает, но не всегда соблюдает» – 25%.
Полная запись программы по ссылке.