5 октября 2023 года состоялся уже традиционный эфир программы «Россия без ДТП» радиостанции «Комсомольская правда».
Ведущие:
Вадим Мельников, генеральный директор Экспертного центра «Движение без Опасности»,
Антон Челышев, журналист
В программе приняли участие:
Татьяна Кочетова, доцент кафедры психологии управления Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук;
Станислав Жидков, заведующий отделением интеллектуальных транспортных систем Центра испытаний Государственного научного центра НАМИ;
Алексей Тарунин, начальник управления ГИБДД Управления МВД России по Мурманской области, полковник полиции.
В начале выпуска Антон Челышев привел статистику ДТП.
За период с 28 сентября по 4 октября на дорогах России, по предварительным данным, произошло 1965 автоаварий, в которых погибли 215 и получили травмы 2359 человек. В эту статистику попали 59 погибших пешеходов, еще 554 пешехода получили ранения различной степени тяжести.
135 ДТП зарегистрировано с участием водителей в алкогольном опьянении или отказавшихся от медицинского освидетельствования. Жертвами этих аварий стали 12 человек, еще 172 травмировано.
За минувшие семь дней 275 ДТП произошло с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. Пятеро детей погибли, еще 293 получили травмы. Среди погибших несовершеннолетних - 4 пассажира транспортных средств и один ребенок-пешеход.
Темой эфира стало обсуждение отвлечения внимания водителей от дороги – проблема мирового уровня. Российская Госавтоинспекция обратила на нее внимание еще 2 года назад. Тогда по всей стране была проведена масштабная социальная кампания «Внимание на дорогу».
Первой в диалог о внимании на дорогах вступила Татьяна Кочетова:
- Внимание – это психический процесс, связанный с избирательным отношением к тому или иному объекту. Одна из проблем, которая есть в нашей стране, связана с синдромом дефицита внимания. Часто она относится к детскому и подростковому возрасту. Статистика в разных странах о количестве правонарушений, связанных с невнимательностью, существенно различается. И, самое главное, эта проблема связана с определенными характеристиками внимания, которые приводят к авариям и ДТП, - отметила спикер. – Как изучается внимание, как психические процессы связаны с избирательным отношением к объекту? Мы знакомы с большим количеством исследований, посвященных вопросу изучения внимания, например, среди детей. Есть специальные диагностические методики, которые посвящены тому, как ребенок концентрирует внимание на том или ином объекте. Что касается изучения внимания взрослых, здесь важный момент связан именно с дорожной безопасностью. И одна из самых известных тестовых методик – это диагностическая система Шухрид. Она заключается в том, что потенциальному водителю или водителю, который уже работает на тех или иных транспортных перевозках, предъявляется определенный список тестов, графических изображений, когда предлагается ответить на вопрос «какое количество объектов вы видите на той или иной картинке, в той или иной дорожной ситуации»? Проверяющий фиксирует, насколько быстро тестируемый смог ответить на тот или иной вопрос. На основании полученных данных регистрируются показатели объема внимания и распределения. Есть российская система мультипсихометр, которая представляла различные решения по изучению объема внимания, переключаемости внимания, в том числе, например, для автотранспортных предприятий. Система очень хорошо себя зарекомендовала.
У ведущих возник закономерный вопрос где мы можем столкнуться этим в реальности. Столько прекрасных технологий, знаний, навыков международных и российских, но водителей никто не тестирует.
«Получается классическая ситуация, когда наука двинулась вперед, учеными выявлено большое количество технологий, проблем и т.д., а в массовый оборот это не пришло», - отметил Вадим Мельников.
Следом речь пошла о продвинутых системах помощи водителю, так называемых системах АДАС.
«Они созданы для того, чтобы снизить риски ДТП и увеличить поток транспорта в безопасном его режиме. Термин АДАС больше применим для массового использования, некий маркетинговый термин. Система АДАС позиционируется в разных брендах под разными названиями и никакого понятийного аппарата на данный момент объять, к сожалению, не может. А такие системы, как автомагистральные, автопилот или автоматическое переключение, перестроение автомобиля в соседнюю полосу – это уже современные, продвинутые системы, которые, к сожалению, сейчас нашей регуляторикой никак не объяты. Стандарты есть. Но в обязательную сертификацию технического регламента, к которому выпускается транспортное средство на российский рынок, к сожалению, данные системы не включены. Я надеюсь, что системы будут только помогать водителю. В Европе существует рейтинг NCAP – это тест, который включает в себя краш-тесты автомобиля и современные системы помощи водителю. Европейские производители, так скажем, обязаны проходить этот тест. Но здесь самый такой основной вопрос – рейтинг Euro NCAP – это необязательная сертификация для производителя», - отметил Станислав Жидков.
После выступления спикера Антон Челышев вернул русло разговора к проблеме внимания. Можно ли воспитать внимание или управлять им?
«Внимание – это психический процесс, основу которого составляют психофизиологические наши особенности, то есть все, что связано, например, со скоростью и подвижностью нервных процессов. Этот психофизиологический базис для внимания является очень важной составляющей. У каждого человека свои индивидуально-психологические особенности, которые связаны с нашей физиологией, особенностью нервной системы. Изменить параметры нервной системы мы не можем. Так как внимание базируется на психофизиологических особенностях, которые заданы природой, воспитать внимание невозможно. В рамках просветительской работы можно объяснять водителям, чем отличается утомление, переутомление, усталость. И мы, психологи, можем помочь составить подобного рода программы, связанные именно с просветительской деятельностью водителей для того, чтобы объяснять, каким образом управлять функциональным состоянием. И в этом контексте может быть очень полезно, например, сформировать представление у автолюбителей, профессиональных водителей, как различать свои состояния переутомления, как это понимать, какие есть дополнительные средства, которые могут объективную дать оценку, сколько водитель находится за рулем. Все это очень важные вопросы, которые можно решить», - Татьяна Кочетова.
После того, как Антон Челышев озвучил комментарии, которые во время эфира поступали от слушателей, к диалогу присоединился Алексей Тарунин, начальник управления ГИБДД Управления МВД России по Мурманской области. В регионе в этом году проходит соцкампания, посвященная проблеме отвлечения внимания – «Внимание на дорогу».
«При проведении кампании был охвачен большой круг участников. Это были дети, люди студенческого возраста и взрослые участники дорожного движения. С каждым из них проводилась определенная работа, охват был достаточно большой и хотелось бы обратить внимание на положительные моменты. Мы доводим информацию до населения - работа ведется на постоянной основе. Говорить о результатах не получится, так как сложно придумать итоговую оценку этой работы, но, тем не менее, эта работа видна, она приносит пользу и люди с интересом к этому относятся.
У нас в области буквально этим летом, в июне, было достаточно резонансное происшествие - ДТП с автобусом. Ранения получили 23 человека. Причиной происшествия стало сознательное действие водителя. При управлении автобусом он потянулся за телефоном, и автобус совершил съезд в правый по ходу движения кювет, произошло опрокидывание. К счастью, тяжелых телесных повреждений никто не получил, тем не менее, факт остается фактом. Я выезжал на место, разговаривал с водителем напрямую – да, потянулся, посчитал, что я смогу одновременно и достать телефон, который находился на панели справа, и обеспечить безопасное управление транспортным средством – автобусом МАЗ. Вот такие тяжелые последствия. Хорошо, что не было погибших и тяжело раненых».
Татьяна Кочетова прокомментировала данный случай в Мурманской практике.
- Внимание, как процесс, может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание – то, что находится вне нашего контроля. Произвольное внимание – это то, чем мы можем управлять. И если человек принимает осознанное решение, что сейчас у меня срочная смс-ка и я жду новость, я смогу распределить свое внимание между различными объектами, мой объем внимания это позволит сделать. Вот он и тянется за телефоном. Человек принимает осознанное решение, и это решение касается такой характеристики внимания, как произвольность. А непроизвольное внимание находится вне нашего контроля. Мы не можем им управлять, - высказалась спикер. - Каждая ситуация уникальна. Но когда происходит серьезное ДТП - требуется обязательный разбор, тщательный анализ, почему это произошло. Нужно просвещать, показывать, рассказывать о том, какие механизмы внимания существуют и как управлять вниманием, чтобы избегать подобного рода страшных аварий.
После данных событий была проведена работа с водителями пассажирских автобусов в регионе. Охватили вниманием все возможные автотранспортные предприятия.
Попрощавшись с мурманским гостем, Антон Челышев познакомил радиослушателей со Всероссийским конкурсом юных инспекторов движения «Безопасное колесо-2023».
- В этом году 50 лет исполнилось отрядам юных инспекторов движения. Полвека назад началась история, которая объединила сотни тысяч школьников, педагогов и сотрудников Госавтоинспекции. В течение года в нашей программе мы рассказываем о том, как зарождалось, развивалось и чем живет сегодня одно из самых массовых детских движений в стране.
Во Всероссийском детском центре «Смена» в Анапе продолжается финал Всероссийского конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо-2023». В знаниях правил дорожного движения соревнуются участники из всех регионов страны. Впервые в «Безопасном колесе» участвуют юные инспекторы движения из новых субъектов РФ. 6 октября – на торжественной церемонии объявят победителей командного первенства. Ребята соревновались в фигурном вождении велосипеда, а также в движении на велосипеде по автогородку с учетом дорожных знаков, разметки, светофорных объектов, пешеходных переходов, имитации железнодорожного переезда, перекрестков с круговым и Т-образным движением. Кроме того, ЮИДовцы сдали экзамены на знание основ безопасного поведения на дороге и основ безопасности жизнедеятельности.
После краткого экскурса в главный конкурс ЮИД гости вернулись к обсуждению темы программы – отвлечению внимания за рулем.
Нужна система контроля состояния водителя. Она не новая. При помощи камер, современных прогрессивных систем подключается искусственный интеллект. Он отслеживает по мимике лица состояние водителя. Его усталость, глаза, форму лица и т.д. Если водитель засыпает, система начинает ему либо тактильным, либо информационным, либо звуковым сигналом заставлять просыпаться.
Татьяна Кочетова: «Эти системы обладают высокой степенью эффективности. Но все, с чем мне приходилось сталкиваться, касается даже не столько исследований, сколько практики, опыта распространения подобных систем для водителей профессиональной категории».
«Около года назад мы проводили эксперимент - испытуемые порядка двух суток непрерывно управляли автомобилем. Естественно, это было не на обычной дороге, а на треке, но проводилось в реальной машине с реальной системой. Рядом находился инструктор, который контролировал ситуацию. Система срабатывала в момент, когда человек отключался, и информировала, возвращала в чувство. Могу честно сказать, что в одном из случаев это было уже на грани, когда в реальной ситуации ничего сделать было бы нельзя», - рассказал о проведенном эксперименте Вадим Мельников.
А вот как быть с водителями такси? Ведь они отвечают за безопасность пассажиров.
По мнению Татьяны Кочетовой, водитель такси должен соответствовать требованиям, связанным с профессиональной пригодностью. Ему необходимо проводить диагностические мероприятия и обеспечивать специальными средствами.
В конце эфира ведущие подвели итоги беседы и опроса, который был запущен в социальных сетях. На вопрос: «что отвлекает сильнее всего?» самым популярным ответом стал – «телефонный разговор», второй по популярности – «беседа с попутчиком».
Полный выпуск программы по ссылке.