фото EVOLUTE
С каждым годом тренд на экологию набирает всё большую популярность, охватывая все сферы жизни. Это проявляется в растущем интересе к ресейлу одежды, активному внедрению практик переработки отходов и глобальном переходе на электрический транспорт. Электромобили, несмотря на то что утилизация тяговых батарей может быть более ресурсоёмкой по сравнению с традиционными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) в меру новизны индустрии, предлагают значительные экологические преимущества для потребителей во время всего цикла эксплуатации у пользователя.
Электромобили не только помогают снизить уровень выбросов углекислого газа, но и обладают стильным и современным дизайном, а также рядом технических особенностей, которые часто недоступны автомобилям с ДВС. Эти преимущества делают электромобили особенно привлекательными для молодежи до 35 лет, как следует из фокус-групповых и массового исследований, проведенных в июле 2024 года коммуникационным агентством «ДБО»[1]. Кроме того, данные показывают, что более 60% респондентов выразили готовность рассматривать электромобиль в качестве своего основного личного средства передвижения. Что отображает тенденцию на заинтересованность среди водителей и потенциальных владельцев автомобилей в экологичных решениях.
Респонденты старше 36 лет ориентированы на экономическую выгоду и надежность проверенных технологий. Они уделяют внимание долгосрочной экономии на эксплуатации и перспективам вклада в экологию при эксплуатации электромобилей. Эти респонденты предпочитают покупать автомобили у официальных дилеров и обращаться к официальным сервисам, чтобы обеспечить гарантию и качественное обслуживание. Они также проявляют более консервативный подход к новым технологиям, относятся скептически к «серому» импорту, обосновывая свое мнение трудностями с обеспечением сервиса, гарантийных обязательств, а также юридической чистотой этих электромобилей. Действительно, приобретая «серый» товар можно получить подделку, сложности с гарантийным ремонтом, да и ремонтом в принципе. Нужно быть готовым, что ждать запчастей возможно придется несколько месяцев, а качество работ будет разительно отличаться от работ в официальных сервисах.
Владельцы электромобилей, приобретенных неофициальным путем, проявляют значительную гибкость и готовность к рискам в целях получения экономической выгоды. Эти респонденты часто выбирают данный путь из-за возможности значительно сэкономить на первоначальной стоимости автомобиля. Они готовы принять на себя риски, связанные с отсутствием официальной гарантии и сервисного обслуживания, компенсируя это использованием личных связей и неофициальных сервисов.
Еще одна из явных особенностей владения электромобилем - стоимость его зарядки. Электромобили используют электрическую энергию, которая зачастую дешевле и доступнее, чем традиционные виды топлива. 38,5% опрошенных отмечают, что электромобили позволяют снижать расходы на «топливо», а 41,1% считают, что стоимость владения электромобилем дешевле, чем автомобилем на ДВС. При этом, сравнение стоимости владения проводил почти каждый 3 опрошенный. В действительности, зарядка электромобиля обходится значительно дешевле, чем заправка бензином или дизельным топливом, что позволяет владельцам существенно сократить ежемесячные расходы на транспорт. Кроме того, электромобили требуют менее частого технического обслуживания, так как их конструкция менее сложна и подвержена износу в меньшей степени.
Оснащение – это то, что влияет на решение о покупке среди любителей технических инноваций. Наличие таких составляющих как как автопилот, мультимедийные системы и системы безопасности, повышают привлекательность подобных авто среди молодежи. Кроме того, в электрокарах привлекает тихая работа двигателя, несравнимая с ДВС динамика разгона, как отмечают и участники фокус-групповых исследований, и массового опроса.
Самый известный бренд среди опрошенных - Tesla, но на рынок давно вышли электро-модели проверенных годами брендов: Mersedes-Benz, BMW, Toyota и др., появляются новые игроки, не уступающие в качестве изделий, но выигрывающие в ценовой нише массового сегмента электрокаров: Evolute, Москвич.
Для владельцев автомобилей с электрическими моторами созданы дополнительные льготные преимущества. Федеральные программы - субсидирование создания «быстрых» ЭЗС, льготное автокредитование и автолизинг электромобилей, налоговые льготы при вводе ЭЗС в эксплуатацию, бесплатный проезд по платным участкам федеральных дорог, а также льготное налогообложение, льготы по оплате парковки в регионах — это огромное преимущество электромобилей перед машинами с ДВС.
Эти особенности упрощают использование электрокара в городских условиях и заставляют задумываться о его приобретении. Кстати, согласно исследованию, ключевым фактором, влияющим на возможность приобретения EV-машин является именно финансовая сторона вопроса.
Автомобили на ДВС по-прежнему остаются популярными среди респондентов благодаря своей развитой инфраструктуре и развитой сети автозаправок и сервисных центров. Однако существуют и значительные барьеры, связанные с эксплуатацией автомобилей на ДВС. Главным из них является экологическая нагрузка при сжигании топлива. Респонденты все чаще осознают влияние автомобилей на ДВС на окружающую среду и высказывают обеспокоенность по поводу выбросов и загрязнения воздуха. Стоимость топлива также является значительным недостатком, который увеличивает общие эксплуатационные расходы на автомобили на ДВС.
Кроме того, отсутствие налоговых льгот и других финансовых стимулов для владельцев автомобилей на ДВС ставит их в менее выгодное положение по сравнению с владельцами электромобилей. Это становится дополнительным фактором, способствующим постепенному переходу части респондентов к решению приобретения электромобиля, несмотря на существующие барьеры.
Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что большой процент респондентов считает электромобили будущим индустрии. Почти 65% из них считают электромобили альтернативой автомобиля на ДВС. Доля электромобилей на рынке по итогам 2023 года достигла 1,3%, при этом, за год потребителями было приобретено 14 089 электрокаров. Всего пять лет назад эта цифра была равна 372 автомобилям, как следует из данных, представленных аналитическим агентством Автостат. А по состоянию на 1 июля 2024 года в России насчитывается 50,6 тыс. электромобилей. Эксперты коммуникационного агентства «ДБО» прогнозируют на основе исследований увеличение оптимизма среди потребителей при выборе электромобилей как основного средства передвижения.
Информация предоставлена коммуникационным агентством «ДБО».
[1] Всего в целях исследования коммуникационным агентством «ДБО» было проведено 6 фокус-групп численностью не менее 10 человек, а также массовый опрос 1 500 респондентов в возрасте старше 18 лет, проживающих в городах-миллионниках.