За безопасность на дорогах России

Русский English

Электромобили – будущее автомобильной индустрии

фото EVOLUTE

Более половины респондентов аналитического исследования ДБО видят будущее за электрокарами

При планировании покупки транспортного средства, потенциальный автовладелец должен взвесить все преимущества и недостатки выбираемой модели автомобиля. На сегодняшний день активно набирают популярность электромобили. Давайте чуть ближе познакомимся с их особенностями и оценим отношение россиян к мифам, которые окружают электрокары. В этом нам поможет аналитическое исследование, проведенное в июле 2024 года коммуникационным агентством «ДБО»[1]. Мы проанализировали отношение респондентов к электромобилям как современному феномену в сфере развития электрических транспортных средств и вывели следующие тенденции.

В целом респонденты положительно оценивают безопасность электромобилей. Ее ключевыми факторами считаются: пассивная безопасность (58,5%), надежность батареи (55,2%), и активная безопасность (52,5%). Дополнительно важны системы помощи водителю (47,5%) и результаты краш-тестов (43,9%).»

Однако, опрос показал, что  как среди пользователей этого нового для России вида транспорта, так и среди тех, кто только присматривается к электромобилям, все еще прослеживаются мифы и заблуждения, связанные в том числе с безопасностью и надежностью таких авто.

Среди факторов, которые влияют на покупку электромобиля 62,4% респондентов отмечают стоимость электромобилей как ключевой, влияющий на возможность их приобретения. Это говорит о том, что опрашиваемая аудитория не знакома с государственными программами поддержки (*поддержка населения на покупку электромобиля с учетом государственной субсидии в размере 35% от стоимости электромобиля, но не более 925 тысяч рублей) и не углублялась в просчет экономики стоимости владения электромобилем. Стоимость обслуживания и доступность зарядных станций также являются важными факторами (51,6% и 51,3% соответственно). Экономия на топливе важна для 47,3% респондентов, а экологичность электромобилей значима для 30,7%.

Самыми распространенными мифами респонденты, не владеющие электромобилем, называют высокую вероятность возгорания, дороговизну ремонта и обслуживания, а также экологические проблемы, связанные с утилизацией батарей и экологичностью самого авто.

Безопасность.

Респонденты в целом положительно оценивают безопасность электромобилей, со средней оценкой 3,84 из 5 баллов. Ключевыми факторами безопасности считаются пассивная безопасность (58,5%), надежность батареи (55,2%), и активная безопасность (52,5%). Дополнительно важны системы помощи водителю (47,5%) и результаты краш-тестов (43,9%).

Безопасность электрических автомобилей тщательно проработана их производителями. В конструкции электромобилей предусмотрены системы аварийного отключения батарей и прекращения подачи энергии при возможном столкновении, что позволяет свести к минимуму риск возгорания аккумуляторов. Более того, батареи размещаются в прочных защитных корпусах, обеспечивающих дополнительную безопасность.

Миф о серьезных затратах на ремонт электромобилей также развенчивается их владельцами. В ходе опросов респонденты, не владеющие электромобилями, отмечали, что стоимость замены тяговой батареи может составлять значительную часть от стоимости самого электромобиля. Однако владельцы отмечают, что электромобили не требуют такого частого технического обслуживания, как автомобили с двигателями внутреннего сгорания и случаи с заменой тяговой батареи единичны.

Разработчикам еще предстоит проработать вопрос потоковой переработки батарей, используемых в электромобилях. Но в их экологичности сомневаться не стоит. Электромобили не выбрасывают в атмосферу закись азота и твёрдые частицы негативно влияющие на окружающую среду и здоровье человека. А так как энергия может вырабатываться с помощью экологически чистых источников — снижается количество парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу.

Старшие респонденты больше беспокоятся об ограничении в эксплуатации электромобилей в холодное время года. Проблема может возникнуть лишь если батарея полностью разряжена. Но ведь и автомобиль с ДВС не может работать без бензина! Современные же электромобили укомплектованы функциями «зимнего пакета», позволяющими заранее разогреть электродвигатель (автономный отопитель батареи и салона), салон электромобиля и при этом не израсходовать значительный заряд батареи.

Еще одно заблуждение, на котором акцентирует внимание потенциальный покупатель – ограниченная инфраструктура для зарядки. Возможностей зарядить электромобиль в России сейчас множество. Зарядить батарею можно даже дома. Для этого понадобится обычная электрическая сеть на 220 В, трехфазная розетка на 380 В и домашний модуль. А станции быстрой зарядки установлены на парковках торговых центров, заправках, улицах по всей стране (*в марте 2022 года было 700 ЭЗС в РФ, к ноябрю 2023 – 4 400, а до конца 2024 – 12 300 общедоступных «медленных» и «быстрых» станций зарядки). Узнавать о зарядных станциях для электромобилей становится всё проще – это можно сделать с помощью приложений автомобильных компаний или городских сервисов. Например, в мобильном приложении российского бренда электромобилей Evolute есть подробная карта зарядных станций, а значит если потребуется зарядить авто, вы с легкостью найдете пункт подзарядки. Мобильных приложений с картами ЭЗС и возможностью зарядить свой электромобиль довольно много, для удобства пользования своими ЭЗС, операторы предлагают своим клиентам сервис поиска и подключения к ЭЗС в каждом регионе.

Респонденты выражали опасения по поводу технических аспектов электромобилей, предполагая, что тяжелые батареи увеличивают вес автомобиля, что ведет к быстрому износу подвески и других компонентов, вызывая более частые ремонты и дополнительные расходы на обслуживание. Однако, с технической точки зрения, электромобили проще по конструкции, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Множество деталей и сложных узлов и агрегатов, которые используются в авто с ДВС и часто требуют замены, отсутствуют в электрокарах, что исключает необходимость их ремонта и снижает общие эксплуатационные затраты. А износостойкость тяговой батареи в новых моделях рассчитаны более чем на 1000 циклов заряда без процесса деградации самой батареи.

Принимая решение о покупке электромобиля, важно принимать решение исходя не только из стоимости электромобиля у дилера, но посчитать, что за время владения электрокаром можно сэкономить весомый бюджет в сравнении с автомобилем на ДВС. Электромобильные компании, а также сайты-классифайды позволяют сопоставить «одноклассников» на электротяге с автомобилями ДВС на предмет расходов на топливо, техническое обслуживание и амортизацию транспортного средства. Как уже выяснилось, многие мифы, окружающие электрокары, не соответствуют действительности, и респонденты, владеющие электромобилями с этими мифами не согласны в меру своего опыта владения. Большинство респондентов проявляют значительный интерес к приобретению электромобилей. Среди тех, кто планирует покупку автомобиля в ближайшие 5 лет, 53,5% мужчин и 47,8% женщин готовы рассматривать электромобиль как основное средство передвижения. Из результатов исследования можно резюмировать, что выбирать для эксплуатации автомобиль, работающий на аккумуляторе, становится обыденным делом.

Информация предоставлена коммуникационным агентством «ДБО».

[1] Всего в целях исследования коммуникационным агентством «ДБО» было проведено 6 фокус-групп численностью не менее 10 человек, а также массовый опрос 1 500 респондентов в возрасте старше 18 лет, проживающих в городах-миллионниках.

События