За безопасность на дорогах России

Русский English

Как обезопасить себя на дороге, если попали в автоаварию?

Автомобильные интернет-каналы регулярно пополняются кадрами, когда случилась мелкая автоавария, люди остановились в соответствии с правилами дорожного движения, чтобы ее оформить, и в них врезается другой автомобиль. Как правило, такие истории заканчиваются трагически. Каким образом обезопасить себя на дороге, если случилось ДТП?

К сожалению, от автоаварии на дороге никто не застрахован. Даже если водитель очень аккуратен, с огромным опытом, всегда есть риск, что его догонит лихач либо просто отвлекшийся от дороги человек. В связи с развитием современных мобильных технологий отвлекающихся от дороги становится все больше. Некоторые умудряются за рулем писать в мессенджеры и даже смотреть видео. Была такая старая поговорка, если вы одной рукой ведете машину, а другой обнимаете девушку, то и то и другое вы делаете плохо. Но для некоторых понимание этого факта приходит слишком поздно.

Правила дорожного движения четко прописывают, что делать водителям в случае ДТП. Так, первым делом необходимо остановиться или не трогаться с места, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. По правилам в населенных пунктах его нужно выставить не менее чем за 15 м от места ДТП, а за их пределами - за 30 м. Это расстояние позволит водителям заранее увидеть знак, снизить скорость и объехать происшествие. Но если машина едет на высокой скорости или водитель отвлекся, даже такого расстояния может оказаться недостаточно.

"Дорожно-транспортное происшествие может случиться в любое время суток, при любой погоде. Требование выставить знак аварийной остановки означает неизбежный выход водителя на проезжую часть. Днем в городе, вероятно, его будет видно достаточно далеко, и другие участники движения смогут своевременно среагировать. А вот вне населенного пункта, в темное время суток или в условиях ограниченной видимости перемещение без световозвращающих элементов на дороге - уже прямая опасность для жизни и здоровья. Надеть куртку, жилет или жилет-накидку со световозвращателями - такая же обязанность каждого водителя, как и выставление знака. Игнорировать требование ПДД ни при каких обстоятельствах нельзя. В автомобиле всегда должен быть такой жилет, а лучше, - несколько, чтобы пассажиры также могли их надеть при выходе из машины", - комментирует заместитель начальника отдела пропаганды БДД Госавтоинспекции МВД России Антон Белан.

Правила дорожного движения четко прописывают, что делать водителям в случае ДТП

Следующее, что необходимо сделать, - это проверить, есть ли пострадавшие. И если они есть, то необходимо сразу вызвать на место происшествия скорую помощь и сотрудников Госавтоинспекции. Телефоны заучите даже с младшими пассажирами: с мобильного телефона номер скорой 103 или 112. Нужно дать максимально точный адрес места ДТП. Если оно случилось на загородной трассе, обозначить участок дороги - поможет навигатор в телефоне. После этого ни в коем случае не двигать автомобили, не перемещать разлетевшиеся по дороге предметы. Попытаться оказать помощь пострадавшим. Если ситуация критическая, отправить пострадавшего до больницы на попутном автомобиле. В крайнем случае, если машина на ходу, отвезти его туда самостоятельно. Впрочем, любое решение стоит принимать, опираясь на совет оператора, ответившего на звонок в службу спасения.

Но тут есть тонкости, которые нельзя игнорировать. В больнице необходимо будет оставить свои паспортные данные или номер водительского удостоверения. И после этого сразу вернуться на место происшествия для его оформления сотрудниками Госавтоинспекции. Если водитель не вернулся, будет считаться, что он скрылся с места происшествия. В этом случае его лишат права управления на срок от одного года до полутора лет. Есть и еще одна законодательная особенность: если вы заведомо оставили человека в опасности, например, понимая, что он ранен и есть угроза его здоровью и жизни, и уехали с места ДТП, будьте готовы к уголовному преследованию. Статья 125 УК РФ разночтений не терпит.

Кстати, если автомобиль въехал в столб, в отбойник или в забор, также необходимо вызывать сотрудников Госавтоинспекции и оформлять такую автоаварию с участием полиции. Поскольку и столб, и отбойник, и забор кому-то принадлежат, а значит, причинен ущерб третьим лицам. Это такое же ДТП, как если столкнулись две машины. Вот только с водителем второй машины можно договориться обойтись и без Госавтоинспекции, а с хозяином столба это без оформления происшествия автоинспектором сделать по закону нельзя.

В случае, если в автоаварии пострадали только автомобили, можно оформить аварию без вызова Госавтоинспекции, то есть, по Европротоколу. Но даже при таком оформлении необходимо сначала выставить знак аварийной остановки, затем убедиться в том, что визави также застрахован по ОСАГО. Если это не так, то оформить ДТП по Европротоколу не получится. И тут придется все равно вызывать Госавтоинспекцию. По Европротоколу есть важные уточнения: его можно оформить, если в ДТП нет пострадавших, в нем участвовали только два транспортных средства. Плюс, убедиться нужно в том, что повреждения получили только участвовавшие в автоаварии машины, а оба водителя вписаны в действующие полисы ОСАГО. И еще: по предварительной оценке, нанесенный транспортным средствам ущерб не должен превышать максимальную сумму страховой выплаты. Самое главное: оба водителя должны быть согласны оформить ДТП без вызова сотрудников Госавтоинспекции и подписать Европротокол.

Свежая голова и четкость в последовательности шагов сразу после дорожно-транспортного происшествия - формула, которая максимально сработает.

Просто уехать с места ДТП тоже не получится. Всегда следует помнить, что такой необдуманный поступок чреват административной или уголовной ответственностью. И тут можно или лишиться прав на срок от года до полутора лет, или на себе испытать, что такое административный арест на 15 суток. Также ответственность предусматривает принудительные работы на срок до трех лет либо лишение свободы на срок до девяти лет. И тут не лишним будет почитать содержание статьи 264 Уголовного кодекса РФ.

Однако в такой ситуации, если машины создают препятствие для проезда других, их владельцы должны освободить проезжую часть. Перед тем как это проделать, нужно зафиксировать на фото или видео расположение авто по отношению друг к другу и дорожной инфраструктуре, а также запечатлеть на съемке следы колес, разлетевшиеся детали и сами повреждения авто. И только после этого убирать машины. Если этого не сделать, автоинспекторам и страховщикам будет сложно разобраться, что произошло, кто, куда и как двигался и кто виноват. Но если не освободить дорогу, то водителям может грозить штраф по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ в размере 1 тыс. рублей.

Это требование действует даже при незначительных повреждениях автомобилей, где бы автоавария ни произошла - на глухой улочке или на скоростной автомагистрали.

То есть сначала остановка, выставление аварийного знака, затем фотосъемка и только потом съезд на обочину или в более безопасное место. Но остановка на скоростной дороге чрезвычайно опасна. В частности, на том же МКАДе, скорость движения на котором более 100 км/ч. А при такой скорости тормозной путь на сухом асфальте - 50 метров. Случилось легкое ДТП, остановились водители, как положено, только вышли из машин, даже знак аварийной остановки не успели поставить, как сзади в них влетает еще одна машина. Это называется вторичное ДТП. Таким образом, легкая автоавария превращается в тяжелую, как правило, с пострадавшими, а то и со смертельным исходом. И чем дольше машины стоят на скоростной магистрали, тем выше вероятность такого вторичного ДТП.

Такое ДТП попадает в раздел "наезд на стоящее транспортное средство". И таких наездов за семь месяцев текущего года зафиксировано более 2,1 тыс. Большинство из них - подобные ситуации. А это 3 процента от общего количества автоаварий, в которых пострадали люди. Казалось бы, не так много, но они характеризуются высокой тяжестью последствий: 10 погибших на 100 пострадавших. То есть в этих ДТП погибает каждый десятый.

Резюмируем, когда необходимо вызывать сотрудников Госавтоинспекции. Во-первых, если в дорожно-транспортном происшествии есть погибшие или раненые. Во-вторых, когда вред причинен не только транспортным средствам участников ДТП (грузу, другим транспортным средствам, элементам дорожной инфраструктуры). В-третьих, если в ДТП участвовали больше двух транспортных средств. Еще случаи - участник ДТП скрылся с места автоаварии, у кого-то из водителей отсутствует полис ОСАГО либо если ущерб превышает максимальную сумму страховой выплаты.

Алгоритм действий при ДТП давно четко прописан. Причем не просто в Правилах дорожного движения, он сложился на основе анализа автоаварий, которых избежать не удалось. Все, что нужно, не терять спокойствия и самообладания. Хотя в экстремальных условиях, особенно если есть пострадавшие, это и сложно. Свежая голова и четкость в последовательности шагов сразу после дорожно-транспортного происшествия - формула, которая максимально сработает.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги".

Источник: Российская газета

События