За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2017 г. на дорогах России погибло 19 088 человек

Общая задача

Масштабная автомобилизация характеризуется вполне конкретными цифрами: с 2004 года автопарк страны прирос почти на 62%, с 30 до 50 млн единиц. И если 10 лет назад автомобиль имел лишь каждый пятый россиянин, то на сегодняшний день он есть у каждого третьего жителя нашей страны.

Автомобильный транспорт развивается непрерывно: увеличиваются скорость, интенсивность движения, грузоподъемность. Главным звеном в цепочке «водитель — автомобиль — дорога — среда» становится водитель. Чтобы цепочка функционировала без перебоя, каждая ее составляющая должна постоянно совершенствоваться и развиваться с учетом требования времени и внедрения новых технологий.

Движение без опасности

Тщательная проработка вопросов безопасности нужна в каждой сфере: от законодательных инициатив по обеспечению современной дорожной инфраструктуры до введения непрерывных образовательных и просветительских программ для всех участников дорожного движения (ДД). Безопасность движения является без преувеличения одной из важных социально-экономических и демографических задач.

Шаг за шагом наше государство вводит необходимые меры, а в условиях нашей обширной географии нужно время, чтобы увидеть реальный эффект. Уже сейчас большинство россиян выступают за обязательное изучение правил ДД. Значит, социальные программы по пропаганде безопасности дорожного движения, направленные на осознание гражданами необходимости знаний правил ДД как абсолютной и бескомпромиссной нормы, дали свои результаты. Такая работа была бы невозможна без активного содействия граждан и институтов гражданского общества. Одними из главных критериев безопасности ДД является качество обучения вождению и применение современной практики предупреждения дорожно-транспортного травматизма.

Любое транспортное средство является источником повышенной опасности как для водителей, так и для пешеходов. Согласно исследованиям ВЦИОМ и Экспертного центра «Движение без опасности», каждый пятый россиянин имеет среди родственников или знакомых тех, кто получил травмы в результате ДТП, а 8% связаны с более трагическими последствиями в результате ДТП.

Не секрет, что по вине водителей происходит более 80% дорожно-транспортных происшествий. Очевидно, что повышение безопасности ДД, изменение поведенческих стереотипов участников движения невозможно без комплексного подхода к проблеме.

С 2007 года Экспертный центр «Движение без опасности» ведет непрерывную работу, направленную на определение основных тенденций, характеризующих состояние безопасности ДД в нашей стране. Сюда следует отнести разработку и реализацию управленческих и коммуникационных проектов по повышению уровня культуры и информирования участников дорожного движения в области БДД. На данный момент реализовано пятнадцать федеральных коммуникационных кампаний по безопасности ДД.

Выступая на конференции ITSONROAD, прошедшей в октябре в Санкт-Петербурге, президент Экспертного центра Наталья Агре поделилась российской практикой и международным опытом в области пропаганды безопасности дорожного движения, а также презентовала социальную кампанию «Повод для обгона».

«Необходимо, чтобы число жертв на дорогах стремилось к нулю», – этими словами начала свой доклад Наталья Агре.

После анализа опыта зарубежных стран, имеющих кратно более низкие показатели смертности на дорогах, на обсуждение был вынесен вопрос, связанный с возможностью использования специализированной разметки для определения дистанции до впереди идущего автомобиля, которая способна значительно изменить ситуацию на дорогах (такая практика широко применяется в Португалии). Именно неправильный выбор дистанции является одной из главных причин аварийности.

Наталья Агре также выдвинула инициативу о внедрении на дорогах особой системы оповещения по обнаружению мобильных телефонов, позволяющей идентифицировать автомобили, в которых мобильный во время движения используется для вызова, текстовых сообщений и пр.

«По данным статистики, более 60% российских автомобилистов не используют устройства hands free в салоне автомобиля, что является грубейшим нарушением правил ДД и ведет к возникновению аварийной ситуации на дороге», – добавила Наталья Агре.

Говоря о старте Всероссийского социального проекта «Повод для обгона», было отмечено, что проект реализуется Российским союзом автостраховщиков совместно с Госавтоинспекцией при поддержке Экспертного центра «Движение без опасности».

В марте 2016 года президент России Владимир Путин на заседании Государственного совета отметил, что главной задачей в вопросах дорожного движения и снижения смертности от ДТП является воспитание культуры вождения и строгое исполнение Правил ДД. Сюда же следует отнести следование нормам грамотного, дружелюбного поведения на дорогах и понимание ответственности и за свою жизнь, и за жизнь окружающих. По итогам заседания Владимир Путин утвердил список поручений, направленных на сокращение аварийности на дорогах. Среди поручений – проведение масштабных социальных кампаний по информированию граждан о серьезных проблемах статистики ДТП, а также о нормах поведения и культуры на дорогах.

В рамках первого этапа исполнения поручений президента РФ была реализована социальная кампания «Сложности перехода» и открыты центры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности».

Кампания «Сложности перехода» осуществлялась РСА совместно с Госавтоинспекцией МВД России при информационной поддержке ЭЦ «Движение без опасности» с ноября 2016 года по июнь 2017 года и прошла в десяти регионах России.

Реализация проекта привела к снижению ДТП с пешеходами на пешеходных переходах (снижение числа ДТП с пешеходами на пешеходных переходах на 11%, числа погибших на 25% за период с ноября 2015 года по апрель 2016 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет (2015–2016 соответственно), снижение ДТП с участием пешеходов на 12% и числа погибших в ДТП с участием пешеходов на 24%, за период с ноября 2015 года по апрель 2016-го, по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет (2015– 2016 соответственно)).

Повод для обгона

Кампания «Повод для обгона» стала ключевой темой для второго этапа выполнения поручений.

Тема была выбрана вследствие структурированного анализа статистики и характера совершаемых ДТП. Напомним, что по итогам периода с января по сентябрь 2017 года на территории РФ произошло 120 069 (–6,1%) ДТП, в которых погибло 13 305 (–9,9%) и ранено 153 617 (–5,6%) человек. Чаще всего в этот период отмечался рост числа погибших из-за нарушений водителями ПДД, связанных с выездом на полосу встречного движения, неправильным выбором дистанции и несоблюдением правил обгона или норм безопасности на грузопассажирском транспорте (с начала года был зафиксирован рост погибших в ДТП по вине водителей грузовиков на 2,9%, а по вине водителей автобусов – на 22%).

В реализации нового проекта «Повод для обгона» принимают участие Министерство образования и науки и Министерство транспорта Российской Федерации. 

По заказу РСА Экспертный центр «Движение без опасности» совместно с ВЦИОМ провел репрезентативный всероссийский социологический опрос, в котором участвовало 2350 респондентов, из них 750 проживало в Москве. Респондентам предоставлялась формализованная анкета, содержащая 55 открытых и закрытых вопросов. Согласно исследованию, участники дорожного движения не только не знают правил осуществления обгона, но и путают дефиниции «обгон» и «опережение». Эксперты в области безопасности ДД считают, что обгон является одним из самых опасных маневров на дороге. Кроме того, это маневр, в который вовлечены водители попутных транспортных средств, встречных автомобилей и другие категории участников ДД, например, пассажиры, в том числе и дети.

Согласно данным, полученным в результате социологического исследования, более половины россиян за последние 6–12 месяцев выезжали на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, для обгона в местах, где это разрешено (64%).

В рамках реализации социальной кампании «Повод для обгона» Экспертный центр планирует выстроить коммуникацию с различными категориями участников ДД и всех возрастных групп. Уже разработан комплекс информационно-просветительских мероприятий, охватывающий практически все группы населения: воспитанников детских садов, школьников, студентов, учащихся автошкол, начинающих и опытных водителей, людей пенсионного возраста и лиц с ограниченными возможностями. Решение проблемы обеспечения безопасности ДД относится к наиболее приоритетным задачам развития страны, что подчеркнул в своем Послании Федеральному Собранию РФ Владимир Путин.

Обеспечение безопасности на дорогах и снижение смертности при ДТП – длительный комплексный процесс. Все свидетельствует о том, что вектор задан верно. Работы еще много, и только объединив усилия, мы сможем решить эту задачу. А со временем вообще вывести статистику ДТП в абсолютный ноль. 

События