Каждое десятое ДТП в России происходит по вине водителей, совершающих обгон. Как правило, это случается там, где не запрещен выезд на встречку.
В 2017 г. в таких ДТП погибли почти 5 тыс. человек. А выезд на полосу встречного движения вошел в пятерку нарушений, чаще всего сопутствующих дорожно-транспортным происшествиям. При этом, по данным статистики, обгон с пассажирами в салоне совершают 52% водителей, с ребенком в машине — 25%.
Такие данные были озвучены в ходе комплекса мероприятий, прошедших в рамках всероссийской социальной кампании «Повод для обгона» 30 мая в Ижевске.
Старт кампании, которая проводится Российским союзом автостраховщиков, Госавтоинспекцией МВД России и экспертным центром «Движение без опасности» при поддержке Министерства образования и науки и Министерства транспорта РФ, был дан в октябре 2017 г. Инициатива уже реализуется в ряде субъектов страны, в том числе в Белгородской, Брянской, Ульяновской, Иркутской и Тюменской областях, Республике Коми, Приволжском федеральном округе, Приморском крае и Подмосковье. Не осталась в стороне и Удмуртия.
Цель кампании, как заявлено официально, — снижение количества ДТП и жертв среди участников дорожного движения, осуществляющих обгон (водителей и пассажиров всех возрастов, включая детей), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Эксперты, обсуждавшие в Ижевске актуальные вопросы безопасности дорожного движения в регионе, отметили, что неоправданный риск при обгоне представляет собой серьезную проблему для российского общества. К примеру, в 2017 г. в Удмуртии произошло 265 ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения, в которых погибли 77 человек и 488 получили травмы.
Наглядные факты. Развитие системы видеофиксации снижает количество ДТП
В связи с этим в рамках кампании проводится масштабный комплекс рекламно-просветительских мероприятий для самой разной аудитории. В том числе — для воспитанников детских садов, школьников, студентов, учащихся автошкол, начинающих и опытных водителей, людей пенсионного возраста. Особое внимание уделяется также обучению водителей транспортных компаний.
К примеру, в 2017 г. в Удмуртии начал работу центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности». Сегодня в России успешно функционируют 20 таких центров, а в ближайшие два месяца планируется открыть еще 15 подобных учреждений.
По словам президента Экспертного центра «Движение без опасности» Натальи Агре, с начала кампании наблюдается положительная динамика в статистике аварийности. «Уже в январе 2018 г. снижение количества ДТП по причине выезда на полосу встречного движения на дорогах России составило 29% по сравнению с декабрем 2017 года, — сказала она. — А за период с января по апрель 2018 г. подобных дорожно-транспортных происшествий стало меньше на 19,8%, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в ходе опроса каждый четвертый россиянин заявил, что информационная кампания „Повод для обгона“ заставила его более внимательно относиться к проблеме выезда на встречную полосу».
«В каждом из регионов РФ, где проводилась кампания „Повод для обгона“, экспертным центром „Движение без опасности“ были задействованы школы, детские сады, ВУЗы и ССУЗы, автошколы, транспортные компании, железнодорожные и автовокзалы, регистрационные отделы ГИБДД, автозаправочные станции, пенсионные фонды, поликлиники и торгово-развлекательные центры, — отметила Наталья Агре. — По сравнению с данными исследования, которое было проведено до старта кампании, значимо уменьшилось количество россиян, считающих, что обгон — необходимость, которая дает значительный выигрыш по времени (53% в первой волне против 36% во второй волне). Также снизилась доля граждан, которые считают, что умеют совершать безопасный обгон (с 78% до 71%)».
Однако снижение аварийности зависит не только от поведения участников дорожного движения, но и от внешних условий, в том числе состояния покрытия дорог и элементов организации движения. С учетом этого в мае 2018 г. в Ижевске впервые в России было установлено экспериментальное быстровозводимое композитное ограждение, разделяющее встречные автомобильные потоки.
Профилактика ДТП. Методы и инструменты
Пилотный проект в Ижевске и на автомобильной трассе федерального значения М-7 «Волга» уже вызвал положительные отклики специалистов. По словам экспертов, эти ограждения на дороге лучше заметны, они экономичнее. Около 300 погонных метров данного ограждения представляют собой легкосборную конструкцию, способную эффективно решить проблему обустройства тех участков дороги, где отсутствует возможность установки тросового или металлического барьерного ограждения.
Как пояснил «АиФ» начальник ГИБДД РФ, генерал-майор полиции Михаил Черников, такие ограждения лучше указывают водителям направление движения. «Там, где они установлены, у водителя точно не возникнет желания выехать на встречную полосу. Мы рассчитываем, что эти ограждения помогут снизить аварийность во время обгона как минимум в два раза. Такой же эффект прежде показали и тросовые ограждения. Только они гораздо дороже и требуют определённых условий для установки», — сказал он.
«Эксперимент в Ижевске только начался, — добавил Черников. — Через год мы сможем оценить эффективность этих конструкций».
Кроме того, как полагает Госавтоинспекция МВД России, перспективные разработки по информированию водителей о разделении встречных потоков транспорта, такие, как быстровозводимые дорожные ограждения, изготовленные из композитных материалов, являются эффективным способом профилактики ДТП.
«Преимуществом подобных изделий является их низкая себестоимость, компактность, простота и оперативность в установке, распознаваемость в процессе эксплуатации, а также длительный срок службы, — подчеркнул генеральный директор компании-разработчика „АИР Магистраль“ Кирилл Санаев. — Отсутствие же технических сложностей при монтаже композитных конструкций позволяет специалистам более мобильно, чем сейчас, реагировать на возникающие угрозы безопасности дорожного движения».
«Можно однозначно сказать, что использовать такое ограждение гораздо проще, чем тросовое, в том случае, например, когда возникает необходимость устранить повреждения, — отметил начальник Управления благоустройства и транспорта администрации Ижевска Артем Богданов. — Там необходимо полностью ослаблять трос, менять столбики. Это достаточно затратное мероприятие. Пластиковое ограждение гораздо удобнее: оно более яркое, в двух цветах, его не надо красить. К тому же оно более информативно и достаточно дешево».
«Это техническое решение призвано помочь водителям правильно оценивать дорожную обстановку — резюмировал дискуссию по поводу дорожной новации начальник Управления надзорной деятельности Главного управления ГИБДД МВД России Олег Понарьин. — Ижевск в этом смысле стал новатором. Сегодня в России около 50 тыс. км федеральных дорог, 500 тыс. км региональных дорог и более 1,5 млн км муниципальных. Всего по стране насчитывается 3 тыс. мест концентрации ДТП. В половине из них ситуацию могло бы изменить применение такого ограждения. В любом регионе можно поставить его в качестве эксперимента хотя бы на участке 500 м и посмотреть, перестанет ли он быть аварийным».
«Принимать решение об установке таких ограждений будут сами владельцы дорог, — уточнил Панарин. — Мы надеемся, что это ноу-хау позволит относительно незатратными способами решить проблему выезда на встречную полосу».