За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2018г. на дорогах России погибло 18 214 человек

Безопасность при обгоне. Правила, которые помогут сохранить жизнь

- Владимир, расскажите, почему Экспертный центр «Движение без опасности» выбрал именно тему обгона для одной из своих кампаний?

 

- Это одна из самых опасных задач для водителя, которой при этом уделяется недостаточно внимания. Ведь, если пройтись по автошколам, где получают первые знания будущие автолюбители, ни в одной из них обгон на практических занятиях не рассматривается. По сути, реальный навык совершения этого маневра каждый для себя обретает сам. Сам испытывает, сам учится, сам ищет условия для идеального обгона.

- Если это так опасно, что же вынуждает водителя выезжать на полосу встречного движения?

- Если брать сам маневр обгона, то на него можно посмотреть с нескольких сторон. Во-первых, с точки зрения самоуверенности водителя. Когда человек только-только закончил автошколу и выехал на дорогу, уровень его навыков растет значительно быстрее, чем его самооценка, то есть он скорее недооценивает свои возможности. Года через два-три эти понятия сходятся. А дальше картина меняется ровно в противоположном направлении. Прирост навыков идет гораздо медленнее, чем растет «эго». И вот это самомнение, желание выделиться, показать превосходство на дороге может подтолкнуть к том, чтобы обогнать. Во-вторых, есть целый комплекс внутренних факторов, которые управляют человеком в момент принятия решения. Раздражает впереди идущий «тихоход», грязь из-под колес, закрытый грузовой фурой вид, машина дачника, женщина за рулем автомобиля… И это далеко не полный список. Важно другое – понять насколько оправданным окажется риск, просчитать целесообразность маневра.

- Если все же решаешься выйти на «встречку», о чем стоит помнить прежде всего?

- О том, что ничего не запрещается просто так. Согласно правилам, нельзя обгонять, если вы находитесь на: регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; пешеходных переходах; железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними; мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; конце подъема, опасных поворотах и других участках с ограниченной видимостью. Есть места, на которых обгон запрещен специальным знаком и недопустим при следующих дорожных знаках: ограничение максимальной скорости; на расстоянии 10-15 метров до места проведения работ; примыкание второстепенной дороги; предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть; реверсивное движение. Кроме того, запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа. Все эти условия появились неспроста. Именно в этих ситуациях люди ошибаются чаще всего, что и привело к созданию определённой системы ограничений. Но не к появлению ответа на вопрос, где и как это можно делать. ПДД говорят нам о том, что маневр не запрещен, когда полоса, на которую собирается выехать водитель, свободна на достаточном для обгона расстояния, чтобы в процессе обгона не создать опасности и т. д. и т.п.». А где описание условий, при которых обгон разрешен и, более того, безопасен? Фактически, где начинается понятие «безопасно» - каждый решает для себя сам. Авария не свершилась – значит, все условия безопасного обгона соблюдены? Или как, например, трактовать такой размытый термин, как «конец подъема». Считать ли подъемом только места, обозначенные знаком «подъем» или любой перегиб профиля дороги. Подобное недопонимание рождает разнотолки, хотя имеет один единственный верный ответ - даже небольшой прогиб дороги создает условия, при которых обнаружение встречного автомобиля осложнено или даже невозможно.

- Есть еще что-то, чему важно уделить особое внимание?

- На самом деле все очень просто. В любой сложной ситуации взаимодействуют элементы опыта, навыка и элементы удачи. И если вам удалось в последний момент избежать аварии, это не говорит о вашем мастерстве, вам, скорее повезло, сработал элемент удачи. Впереди машина включила левый указатель, значит нельзя идти на обгон. Почему? Да потому, что она может повернуть налево. Если есть съезды, например, к дому какому-то, улочки, в общем, любые примыкания к дороге, то обгонять опасно. Автобусные остановки, перегибы дороги, правые изгибы. Если этого не учитывать, то столкновение «лоб в лоб» становится высоко вероятно. И, конечно, принимайте во внимание все внешние факторы, такие, как плохая дорога и погодные условия. Если на улице штормовой ветер, снег, дождь, гололедица, ни о каком обгоне и речи быть не может.

-. А что должен предпринять сам водитель для удачного маневра?

- Водитель должен задать себе три важных вопроса. Первый – это сколько времени необходимо на обгон и возвращение в свою полосу?  Второй –за какое время встречный автомобиль достигнет момента разъезда - точки из которой мы возвращаемся в свою полосу? И третий – сколько времени пройдет с момента как мы покинем встречную полосу до появления в этой точке встречного автомобиля. Ну и, конечно, очень важно соблюдать дистанцию с впереди идущим автомобилем. Если она будет слишком маленькой, водитель элементарно не наберет достаточно преимущества в скорости для опережения, либо, в случае резкой остановки «тихохода», просто не успеет затормозить.

- Теперь мы знаем правила успешного обгона, осталось только неукоснительно их соблюдать. Может еще добавите от себя экспертный совет, который пригодится даже самым опытным и законопослушным водителям?

- Я бы посоветовал помнить всем и всегда, несмотря на большой водительский стаж, или наличие мощного автомобиля, что скорость не умеет щадить. Ей все равно есть ли у вас дети, успешная карьера, безграничные таланты. Она не прощает ошибок, поэтому подходить к обгону нужно грамотно и обдуманно. Берегите себя.

События