За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2021г. на дорогах России погибло 14 874 человек

73 человека в день умирает зря

Наша время

По предварительным результатам переписи-2010, за последние 8 лет население России сократилось на 2,2 миллиона человек. Грубо – в год умирало на 275000 больше человек, чем рождалось. В 2010 году на дорогах погибло 26567 человек. Почти 10% от цифр ежегодной убыли населения. И эти 10% умерли не от естественных причин, не от болезней или старости. Они умерли неожиданно, не вовремя, и могли бы этого избежать. 

26 тысяч в год, это более двух тысяч человек в месяц. Или 73 человека в день. Каждый час в России на дороге умирает 3 человека. «Конечно, смертность на дорогах в последние годы снижается, например, в 2008 году в ДТП погибли 29 936 человек, на 12% больше, чем в 2010. Но цифры все равно очень высокие», - полагает заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации генерал-майор милиции Владимир Кузин.Если рассуждать не о гипотетической убыли населения, а о вполне конкретных причинах смерти в России, то в 2010 году на дорогах погибло 1.3% от общего количества умерших: за прошлый год в стране умерло 2,031 млн. человек.Тех, кто гибнет на дорогах можно поделить на три основные группы: водители, пешеходы и пассажиры. По данным ГИБДД за 2010 год, почти треть погибших в ДТП – 28,2% – пассажиры, от которых ничего не зависит. Они доверили свою жизнь и здоровье водителю, но повлиять не ситуацию не имеют никакой возможности. Они погибли за компанию.

Пассажир – на дороге никто и звать его никак«Многие считают, что от пассажира, как участника дорожного движения, в автомобиле или автобусе практически ничего не зависит, - продолжает Кузин. – Пешеход довольно часто сам нарушает правила, однако даже при этом водитель в большинстве случаев способен повлиять на ситуацию. Пассажир в автомобиле фактически «заложник». И хорошо, если ему сказали пристегнуться».В России относительно защищен лишь пассажир общественного транспорта. Да и то, если это не маршрутка. В автобусах и троллейбусах висят «Правила пользования общественным транспортом», в которых изложены даже некие права пассажира. Но права эти касаются лишь права бесплатного провоза ребенка, собаки или музыкального инструмента. В них ни слова о том, что пассажир имеет право как-то влиять на качество своей поездки. Водитель все знает за тебя, – безусловное правило в любом общественном транспорте.В личном – тем более. «Кто за рулем – я или ты», – огрызается водитель, на робкую просьбу пассажира снизить скорость. И это в лучшем случае. Лишь иногда, в такси, скажем, водителю удается доказать, что за свои деньги пассажир имеет право на безопасную и комфортную поездку. У нас нет системы подготовки пассажиров. Пассажиры не знают о средствах пассивной безопасности в автомобиле, не знают, что пристегиваться они должны даже на заднем сиденье, считают, что ребенку «на ручках у мамы» безопаснее. Как результат – чудовищное количество жертв на дорогах. 

 

Среди пострадавших в ДТП пассажиров – подавляющее большинство: 37,3%. «Понятно, почему цифры именно такие, – объясняет Владимир Кузин, – пассажиров в машине, как правило, несколько человек. Водитель в момент аварии инстинктивно спасает себя. Пассажиры на задних сиденьях практически никогда не пристегиваются, многие забывают или не считают должным пристегивать детей».

 

И результат – в 2010 году 923 несовершеннолетних пассажира погибли, еще 15 тысяч были ранены.Единственные грамотные пассажиры – водители, ненадолго оставшиеся без руля. И все, как правило, «нажимают на педали» сидя на месте пассажира, и едва ли не хватаются за руль. Это не «синдром пассивного водителя», это показатель доверия к традициям поведения на дороге в нашей стране. «За рулем я доверяю только себе», – уверен каждый первый водитель в России.

Больше всего пассажиров попадают в ДТП на личном транспорте

В традиционном представлении больше всего страдают от действий водителей пассажиры общественного транспорта. Но это совсем не так. «На муниципальном пассажирском транспорте аварий очень мало, – объясняет инспектор профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства Александр Силин. – Автобусы и троллейбусы неторопливы и неповоротливы, двигаются по расписанию. Очень редко в авариях виноваты их водители, и, как правило, это наезд на препятствие. Большинство ДТП на общественном транспорте происходит с участием маршруток. Водители превышают скорость, нарушают правила, перегружают салон – чтобы в карман побольше положить. Отсюда и аварии». 

У Московского транспортного союза, объединяющего коммерческих перевозчиков столицы, своя статистика. «Не надо грешить на маршрутки, – парирует исполнительный директор союза Юрий Свешников. – В 2010 году в Москве на лицензированном виде транспорта произошло 588 ДТП, из них у муниципальных перевозчиков 384 происшествия, а у негосударственных – 175 ДТП. Всего погибло 53 человека (32 на муниципальном транспорте, 21 – на частном)».

 

Статистика ГИБДД подтверждает эти цифры. Большинство пассажиров страдает во время ДТП с участием личного транспорта. 76,3% пострадавших и 85,5% погибших в 2010 году пассажиров находились в момент ДТП в автомобилях, принадлежащих частным лицам. Родственникам, друзьям, соседям, «бомбилам».

 

«Сложнее всего попросить знакомого человека снизить скорость, не обгонять в неположенном месте, вообще сделать ему какое-то замечание, проявить недоверие, – говорит Владимир Кузин. - Водитель в машине главный, таков наш менталитет. Пассажир боится попросить водителя ехать помедленнее, особенно если это близкий человек, родственник. Априори ему доверяют, даже если на заднем сиденье сидит непристегнутый ребенок, а водитель-ас лихачит, обгоняя фуру по встречке».  

Осознать себя пассажиром

«Пассажиры имеют право на безопасность перевозки и должны требовать от водителей соблюдения Правил дорожного движения, – уверен Владимир Кузин. – Если они будут преодолевать свой страх, осознают свои права, выскажут свои замечания, а в некоторых случаях и требования, выполняя при этом возложенные на них Правилами дорожного движения обязанности, то количество жертв на дорогах реально снизится».

«Как правило, пассажиры преодолевают свой страх уже будучи напуганными, – уверен адвокат Игорь Трунов. – Мы защищали женщину, сломавшую ногу в ДТП, когда водитель резко тормознул. Был еще случай, когда мужчине защемило одежду дверями автобуса, и его протащило несколько метров за автобусом, прежде чем он остановился. Закон, несомненно, на стороне пассажира, и отстоять его права в такой ситуации не сложно. Но напуганная жертва – это не самый лучший пример пассажира в своем праве».

Пассажир – равноправный участник дорожного движения. Главное, осознать это для себя. Осознать себя пассажиром. «Я принимал участие в международной конференции в Сербии, – рассказывает Трунов. – Важное государственное мероприятие с участием президента. Нас встречают полицейские, рассаживают по машинам. За рулем – тоже полицейский, гонит по узкой дороге на 150-ти км/ч. При этом – полная машина докторов, профессоров. Я – на переднем сиденье. Мне реально страшно. Но я все-таки решился сказать ему об этом. А профессора вступились – он же полицейский, профессионал, если так едет, значит – уверен в себе. Чуть ли не скандал получился. Но я все-таки добился снижения скорости – до 120 км/ч».

СПРАВКА

В 2010 году 37,3% пострадавших (93539 человек) в ДТП, и 28,2% погибших (7502 человек) – пассажиры. Для сравнения за этот же период в ДТП пострадало 64724 (25,8%) и погибло 8867 (33,4%) пешеходов.  Среди водителей трагические цифры таковы: пострадавших 87134 (34,8%) и погибших 9568 человек (36 %).Львиная доля пассажиров страдает в ДТП на личном транспорте – 76,3% пострадавших и 85,5% погибших в 2010 году. В ДТП с участием грузовиков пострадало 2816 и погибло 259 пассажиров; с участием автобусов (как частных, так и работающих на регулярных маршрутах) – пострадало 9148 и погибло 198 человек; с участием легковых автомобилей, принадлежащим юрлицам – 3106 и 194 человека соответственно.?

События