За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2021г. на дорогах России погибло 14 874 человек

80% московских родителей привозят детей в сад без автокресла

GZT.RU

За первые три месяца 2011 года в России погибло на 24% больше детей-пассажиров, чем за тот же период 2010 года. Виноваты в этом взрослые, которые не используют детские кресла и ремни безопасности. 20 апреля корреспондент GZT.RU вместе с сотрудниками Госавтоинспекции Москвы убеждал родителей и детей из центра образования № 1404 в Сокольниках, что ездить без кресла – опасно для жизни. 80% из этих родителей привезли своих детей не пристегнутыми.

Центр образования № 1404 объединяет детский сад и начальные классы школы. Маленькие желтые домики разбросаны по территории сада  – детский городок расположен на окраине парка «Сокольники». Вход  – прямо с улицы Короленко, родители паркуют машины тут же. С 8.30 до 9.00 здесь – локальная пробка. 

Занимаем позицию в 7.50. Полицейские, промоутеры из «Детского мира» с раскрасками по ПДД для детей и брошюрами про детские кресла для родителей, специалист по правильной установке детского кресла. Пока пусто.

Самая уязвимая группа пассажиров

Первой подъезжает черная «Тойота». «Почему нарушаете?» – с энтузиазмом бросается к ней инспектор полка ДПС ГИБДД УВД по ВАО Москвы Артем Титов. «А что, здесь нельзя парковаться», – испуганно озирается водитель. «Можно. Но где у вас в машине детское удерживающее устройство?»  «В другой машине – у нас их две. Сегодня просто  жена не смогла поехать», – оправдывается нерадивый папаша, вытаскивая из машины сонного сына.«А вы знаете, что буквально вчера в Москве в ДТП погибла женщина и ее не пристегнутый 4-летний ребенок», – вступает в разговор старший инспектор по пропаганде отдела ГИДД УВД по ВАО Москвы Александр Шонин. Водитель теряется с ответом. Сын получает раскраску и флажок.

«Вы не будете выписывать штраф?» – интересуется корреспондент GZT.RU у инспектора. 

«Цель этого рейда не наказание, а профилактика, – объясняет Шонин. – Мы надеемся донести до родителей то, что дети всегда должны находиться либо в детском удерживающем устройстве, либо быть пристегнутыми ремнями безопасности, если они уже достаточного роста для того, чтобы обойтись без кресла. За ребенка отвечает взрослый. Маленький ребенок не может сам себя пристегнуть.  А некоторые родители допускают, как вы видели, грубые нарушения правил дорожного движения. Они не пристегиваются сами, и не пристегивают своих детей – а это самая уязвимая группа пассажиров».

Молодец, папа!

Вслед за «Тойотой» подъезжает «Джип», там 6-летний мальчик сидит на подушке-бустере, и пристегнут ремнем.«Молодец, папа!» – хвалит его полицейский. Раскраску и флажок ребенок получает как награду.
«Почему вы мешаете парковаться нашим родителям», – выбегает с территории образовательного центра возмущенная сотрудница. «Отойдите в сторону», – пытается она прогнать полицейских. «У нас рейд, – начинает объяснять инспектор. – Профилактика безопасности дорожного движения». «А у нас все в порядке. У нас никто не нарушает», – кипятится женщина. Родители-водители тем временем проскальзывают на территорию центра у нее за спиной.

Машин у ворот подозрительно мало. На малой скорости, с любопытством разглядывая происходящее, предусмотрительные родители-водители проезжают мимо. И паркуются поотдаль. На всякий случай.

 

«Давайте отойдем в сторону», – предлагает инспектор Шонин. Группа проверяющих отходит за угол. На освободившееся место перед воротами тут же налетают торопящиеся на работу родители-водители. Папа из «Ауди» выгружает с заднего сиденья сразу троих дедсадовцев. «А где у вас кресла?» – вежливо интересуется инспектор Титов. «А три кресла на заднее сиденье не помещаются», – так же вежливо отвечает многодетный отец. «А на переднее сиденье можно ставить кресло в такой ситуации, если нет подушки безопасности пассажира», – парирует Титов.

 

«Да? А я не знал», – не сдается родитель.

«Есть еще специальные регулирующие накладки на ремни «Фэст», которые регулируют ремень безопасности в соответствии с ростом ребенка, – добавляет Шонин. – Если у вас на заднем сиденье три ремня безопасности, то с помощью этих устройств вы можете пристегнуть всех троих детей».

Только что отстегнулся

Ближе к половине девятого детей везут уже сплошным потоком. Дети в автокреслах практически не встречаются. В лучшем случае – ремень, протянутый под горлом.

«Смотрите. Она пристегнута», – открывает заднюю дверь «Геленвагена» двухметровый папа. – Какое кресло, если она с мамой уже один размер носит. В ней 158 сантиметров, – гордо демонстрирует он рослую дочку полицейским. 

«Только что отстегнулся. Он так торопится всегда в сад, что на повороте отстегивается», – оправдывается мама высаживающая сына-торопыгу из зеленого «Хюндая».

«Он всегда пристегнут, – отмахивается на бегу от полицейских папа прыгающего по салону «Вольво» мальчика. – Вам показалось».

9.00. В саду-школе начинаются занятия. Опаздывающие родители бегут бегом, таща за собой упирающихся детей. Им не до полицейской профилактики.

«Сворачиваемся, – командует Шонин. И резюмирует. – Проверили около 40 машин, примерно в 80% удерживающие устройства не использовались».

«Но это же ужасающая статистика, – расстраивается корреспондент GZT.RU. – По данным, приведенным УГИБДД Москвы, не используют детские кресла около 60% родителей».

«Здесь, вероятно, играет роль фактор дальности поездки, – отвечает инспектор. – Многие родители используют кресла и ремни при поездках за город. А когда они едут в соседний микрорайон, то им кажется, что на 100 метрах ничего произойти не может. Но это не так. ДТП может случиться в любом месте и всегда происходит неожиданно». 

Штраф в 500 рублей не убедителен

В прошлом году на дорогах Москвы погибли 12 детей, и почти тысяча пострадали. Треть детей в момент получения травмы находились в салоне машины. Из них только 40% были в автокреслах. По словам замначальника отдела пропаганды УГИБДД по Москве Вячеслава Трубина, из-за того, что родители не использовали средства пассивной безопасности, в 2010 году 190 детей пострадали и один ребенок погиб. 

С тех пор, как в России в 2006 году вышло постановление о правилах перевозки детей младше 12 лет, практика показала, что кресла действительно защищают детей. Показатели травматизма среди этих пассажиров год от года снижаются. В Германии, где, как и во всей Европе, детские автокресла обязательны уже несколько десятилетий, при аварии остаются невредимыми 80% детей против 35% взрослых. Однако в России более половины взрослых по-прежнему не видят в таких детских устройствах необходимости. 

 

Как показывает практика, даже в Москве, где реформы реализуются значительно быстрее, чем в провинции, а водители более информированы, большинство родителей не обеспечивают безопасность своих детей-пассажиров. «В провинции довольно часто встречаются старые автомобили, не оборудованные ремнями безопасности на заднем сиденье, – объясняет инспектор Шонин. – В Москве таких машин мало. Но, как вы видели, креслами и ремнями пренебрегают водители даже очень дорогих машин. И объясняют это тем, что их машина и так безопасна. Но все краш-тесты доказывают, что дети-пассажиры без удерживающих устройств при авариях сильно страдают даже в таких машинах».

 

Штраф в 500 рублей не слишком весомая сумма, для того, чтобы убедить всех родителей-водителей использовать автокресла и ремни для обеспечения безопасности своих детей. Судя по тому, что многие из них используют эти средства безопасности при поездках в Европу, и не используют в России – то непопулярная мера по увеличению штрафов кажется едва ли не единственным инструментом, который сможет изменить ситуацию. 

Хотя представители ГИБДД все-таки верят в силу пропаганды. «По сравнению с прошлым годом водителей, использующих кресла и ремни безопасности, стало намного больше», – утверждает Александр Шонин.

?

События