GZT.RU
Если выбирать между автобусами, троллейбусами, трамваями, метро и автомобилями маршрутного такси, согласно опросу, пассажиры больше всего боятся ездить на маршрутках. Это ясно и без соцопроса. Если человек все-таки сел в маршрутку, необходимо знать правила, как в ней выжить.
«10 минут страха и вы дома»— шутят маршруточники. Сказано не в бровь, а в глаз.Водители маршруток летают по дорогам, как гонщики Формулы-1. Соревнования устраивают прямо с пассажирами на борту.
Если на дороге пробка, в транспорте еще можно книгу почитать, а если трасса свободна, только держись. Хочется вжаться в кресло, пристегнуться ремнем безопасности, упереться ногами в пол и молиться. Только в мини-автобусах нет ни ремней, ни подушек безопасности, ни тем более детских кресел. Езда в этом транспорте больше напоминает катание на американских горках. «Страшнее маршрутки на дороге зверя нет!»,— уверены пассажиры.А все потому, что состояние рейсовых микроавтобусов оставляет желать лучшего, а шоферы маршруток— лихачи. Кровь у них, как у всех выходцев из Средней Азии, горячая. Ездить такие парни могут только быстро и экстремально. Напихают людей в салон, как селедок в бочку, нога— в педаль, руки— в баранку, газ— в пол, и шпарят 80 км/ч, за городом могут и сто выжать.
Маршруточникам не страшна ни тряска, ни скорость, ни грохот движка, ни скрежет запчастей. Музыку погромче врубят и вперед. А как они деньги за проезд собирают? Прямо на ходу, продолжая рулить, по тротуарам пробки объезжать, курить и по мобильному трепаться. Настоящие асы. Были бы. Если бы такая езда не заканчивалась трагично.
Пассажиры придумали народные советы, как выжить в маршрутке. Правила эти следует знать всем, кто пользуется услугами этого небезопасного транспорта.
- Самое безопасное место в маршрутке— сидение водителя. Если оно занято, то можно сесть рядом, но обязательно пристегнуться, чтобы при столкновении лбом не разбить стекло.
- Безопасные места также находятся в салоне с краю, если пассажир и падает, то в проход.
- Садиться в маршрутке надо в правом ряду ближе к проходу. Встречный поток транспорта движется слева, поэтому, у сидящих справа меньше шансов пострадать.
- Садиться стоит спиной по направлению движения.
- У окна не садиться.
- Самое ненадежное и опасное место в салоне— двери и окна: при ударе они вылетают или разбиваются. Лучше держаться подальше от двери и заранее рассчитать, куда падать в случае резкого торможения.
- Ехать стоя не рекомендуется, у стоячего пассажира шансов на успех совсем немного. Если сидящих мест нет, а ехать надо, необходимо держаться за поручень, ноги расставить на ширине плеч.
Если в столице увеличат количество рейсовых автобусов, пустят их по спецполосам, а парк маршруток сократят, то шоферы миниавтобусов станут водителями поездов и самолетов? Время в пути, точно, сократится, как и количество этого транспорта.
В России обязательно страхуют пассажиров поездов дальнего следования и самолетов. Остальным пассажирам приходится рассчитывать на суды и свидетелей.Пассажиру, получившему травму в общественном транспорте, придется найти свидетелей происшествия и написать претензию компании-перевозчику.
Лучше всего защищены интересы пассажиров поездов дальнего следования. Обязательное страхование от несчастных случаев во время поездки, согласно указу президента России от июля 1992 года, распространяется только на пассажиров дальнего железнодорожного сообщения и авиатранспорта. На пассажиров автобусов, троллейбусов и маршруток частично распространяется ОСАГО, а пассажиры пригородных электричек и метро остаются вообще без страховок, сообщил GZT.RU Максим Домбровицкий, адвокат, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Легис групп».
«Мы ей по-человечески что-то компенсировали бы»
Из сообщения Училки в LiveCity
В прошлом году пострадала из-за маршрутного пассажирского такси «Газель»: когда выходила из машины, у которой не открывалась сначала дверь, затем сильно прогнулась ступень, а мой каблук зацепился за лохмотья коврика из пластика, прикрученного болтами на ней, я упала и сломала ногу. Врачи вызвали милиционера, я написала заявление. Были суды, где сначала присудили возместить мои траты, но транспортная фирма («Спартак и К» в Люберцах) свалила на мою неуклюжесть и каблуки. Она сделала все: отремонтировала ступень, убрала коврик, купила новые машины, собрали формальные справки доказательства,— но отказывается возмещать мне ущерб. И на последнем суде, где был разыгран спектакль перед судьей, добились решения, чтобы наказали меня.
В ответ на запрос GZT.RU о ситуации, в которую попала Елена, представившаяся Училкой в LiveCity, в компании «Спартак и К» ответили, что пассажирка случайно оступилась и вины компании в этом нет. «В „Газели“ ехали несколько человек. Елена, выходя на одной из остановок, просто случайно поскользнулась. Оступился человек, понимаете? А она написала исковое требование на сумму 450 тыс. рублей. Люберецкий городской суд принял решение в ее пользу и постановил выплатить ей 185 тыс. Мы дали объявление и нашли свидетеля. Свидетельница— нормальная, порядочная женщина, она все рассказала, как было: Елена просто оступилась, никакая подножка там не виновата»,— объяснил Александр Калиничев, инженер по безопасности дорожного движения, представитель компании. Компания обжаловала решение городского суда в областном суде, и инстанция вернула дело на новое рассмотрение. Во второй раз суд принял сторону транспортной компании. Представитель «Спартак и К» пояснил, что все пассажиры застрахованы. Поэтому если бы девушка инициировала вызов ГИБДД и все было бы оформлено должным образом, возможно, страховая компания посчитала бы инцидент страховым случаем. «Ей надо было хотя бы нам сообщить, может быть, мы ей по-человечески что-то компенсировали бы. Водитель оказал ей первую помощь, все как положено, а потом вдруг такое получилось. Через два месяца нам пришла повестка в суд»,— добавили в компании.
Пассажирская автогражданка
На автомобильном транспорте в России с 2003 года действует обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), и весь общественный автомобильный транспорт также застрахован в обязательном порядке, объяснил GZT.RU Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза. Страховые выплаты также предусмотрены для третьих лиц, которыми являются пассажиры по отношению к перевозчику. В рамках ОСАГО выплаты пострадавшему пассажиру могут достигать 160 тыс. рублей.
Аварии и городской транспорт
В ДТП на улицах Москвы в 2009 году погибли 600 человек, пострадали— около 12 тыс. Из них в авариях с участием городского наземного пассажирского транспорта погибли 37 человек, более 600 были ранены. По вине перевозчиков аварийность составляет около 0,5%. По данным Московского транспортного союза
Также многие крупные транспортные компании дополнительно страхуют свой транспорт и пассажиров по «расширенному» полису ОСАГО— каждый пострадавший пассажир может получить еще до 160 тыс. рублей. По словам г-на Свешникова, когда два года назад в Москве проводился конкурс на маршруты, выигрывали компании, которые также дополнительно добровольно страховали салон своего транспорта на 1,5 млн. рублей. Эта сумма, в случае аварии, делится между всеми пострадавшими, находившимися в салоне в момент происшествия.
В основном пассажиры получают травмы во время посадки/высадки из транспорта или при экстренном торможении транспортного средства. Чаще подобное происходит зимой, когда скользко, а припаркованные на остановке автомобили не позволяют автобусу подъехать к тротуару, объяснил г-н Свешников. При этом, даже если пассажир просто упал на пол из-за резкого торможения и получил травму, это считается полноценным дорожно-транспортным происшествием. Водитель должен остановиться, вызвать сотрудников ГИБДД, оказать пострадавшему первую помощь. В ГУП «Мосгортранс» на запрос GZT.RU о страховании пассажиров отвечать отказались без объяснения причин.
Страховой рубль пассажира
Говоря об инициативе Минтранса страховать пассажиров всех видов транспорта по одной схеме, Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза, пояснил, что обсуждение законопроекта длится уже более двух лет и в документе есть существенные недоработки.
Регистрировать травмы «на клочке бумаги»
Московский метрополитен не страхует жизнь и здоровье своих пассажиров, рассказал GZT.RU Дмитрий Лесняк, юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль», со ссылкой на собственные сведения (редакция GZT.RU направила в метрополитен официальный запрос на эту тему, но ответ пока не поступил). Он добавил, что, вполне вероятно, метрополитен как крупная компания застраховал лишь свою ответственность на случай банкротства и других экономических неприятностей. Таким образом, при получении травмы пассажир может предъявлять претензии только метрополитену напрямую и не может обратиться за компенсацией в страховую компанию, добавил г-н Лесняк.
Если пассажир автобуса или троллейбуса получил травму при аварии и виновником ДТП стал не водитель автобуса, то за компенсацией ущерба нужно обращаться в страховую компанию виновника происшествия или к нему самому. Если же водитель автобуса просто резко затормозил, то нужно зафиксировать этот факт. В идеале засвидетельствовать происшествие должен сотрудник милиции. Если же милиционера поблизости нет, а водитель продолжает движение, несмотря на то, что он обязан остановиться, вызвать ГИБДД и скорую помощь, факт получения травм от резкого торможения нужно засвидетельствовать с помощью других пассажиров— составить акт наличия травм «на любом клочке бумаги», пояснил юрист.
Сразу после выхода на автобусной остановке, пассажиру стоит отправиться в травматологический пункт и зафиксировать причинение вреда здоровью с помощью врача.
Также в день происшествия желательно обратиться в ГИБДД, объяснил GZT.RU Максим Домбровицкий, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Легис групп». При обращении нужно заявить, что травма была получена в общественном транспорте. Сотрудники инспекции должны провести расследование и установить, виновен ли водитель автобуса, и подтвердить получение пассажиром травм в конкретной аварии.
Дмитрий Лесняк добавил, что перед подачей иска в суд пострадавший должен написать претензию в адрес компании-перевозчика для урегулирования вопроса в досудебном порядке. Иначе суд может не принять исковое заявление. При этом вероятность досудебного урегулирования вопроса достаточно высока, так как цена решения, как правило, небольшая и не стоит судебных издержек.
Взносы против выплат
На железной дороге страховой взнос в размере 2 рубля 30 копеек включен в стоимость билета и оплачивается пассажиром. При этом максимальный размер страховой суммы на железной дороге составляет 12 тыс. рублей. 100% этой суммы выплачивается в случае смерти пассажира. Травмы, полученные пассажиром из-за несчастного случая, также считаются страховым случаем. Страховка действует с момента объявления посадки на поезд и до конца поездки. Пострадавшие на авиатранспорте могут рассчитывать на страховые выплаты, максимальный размер которых ограничен 2 млн. рублей.
Проблемы в суде
Главное доказательство совершения поездки— проездной билет, являющийся аналогом договора перевозки. Если пассажир по какой-то причине не сохранил его, это не влияет на судебные перспективы. Использование транспорта придется доказывать другим способом, например показаниями свидетелей, пояснили в Обществе защиты прав потребителей.
Другая трудность, которая может возникнуть у пострадавшего,— отсутствие надлежащего подтверждения материального ущерба. Например, если пострадавший не собирал чеки на лекарства, подтверждающие лечение последствий травмы. Флаконы и тюбики от лекарств не являются доказательствами.
Документы
Образец искового заявления к компании-перевозчику Гражданский кодекс о пассажирских перевозках Из Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Указ «Об обязательном личном страховании пассажиров»
Иногда проблемой судебного разбирательства может стать неясность в вопросе, кто должен выступать ответчиком. Такое может быть, например, если травма получена в маршрутке. Во-первых, в маршрутных такси практически никогда не выдают билеты, отметил Лесняк. Во-вторых, водители маршруток не всегда являются сотрудниками транспортных компаний. Зачастую они регистрируются как индивидуальные предприниматели и заключают с крупными перевозчиками договор совместной деятельности. Тогда, при обращении в суд, ответственность за происшествие несет водитель, но отвечает только своим имуществом, добавил юрист.
Еще одна трудность в судебном разбирательстве заключается в подтверждении того, что травма получена именно в транспорте. Чтобы обойти эту проблему, нужно составлять акт наличия травм. В метро для этого можно привлекать должностных лиц: дежурную по станции, машинистов, сотрудников милиции, в поезде дальнего следования— начальника поезда. В автобусе акт стоит составлять с участием других пассажиров, так как водитель автобуса не является должностным лицом транспортной компании.
Коротко
1. При получении какой-либо травмы в общественном транспорте необходимо требовать вызова ГИБДД, врачей (уполномоченных лиц: дежурного по станции, начальника поезда, сотрудника милиции).
2. Если водитель отказался останавливаться, совместно с другими пассажирами, нужно составлять Акт о наличии травм.
3. Сразу после выхода из транспорта нужно обратиться в травматологический пункт для медицинского освидетельствования вреда здоровью.
4. В тот же день стоит обратиться в ГИБДД для проведения расследования и установления виновности водителя автобуса.
5. Перед обращением в суд необходимо написать письменную претензию в адрес транспортной компании. Высока вероятность досудебного урегулирования вопроса.
6. Для подтверждения в суде материальных затрат на лечение необходимо предоставить чеки на покупку лекарств. Упаковки от лекарств подтверждением не являются.