За безопасность на дорогах России

Русский English

Автошколам пора пересмотреть программы обучения

Формирование культуры водителя начинается еще в детстве, но именно автошкола является ключевым звеном в этом процессе. К сожалению, до сих пор программы обучения водителей не соответствуют требованиям безопасности дорожного движения. 

В автошколах учат Правилам дорожного движения с целью обезопасить будущих водителей от штрафов на дорогах или чтобы ученики сдали теоретический экзамен в ГИБДД. Но главное – не это. Учить Правилам нужно для того, чтобы будущие водители не причинили на дороге вреда ни себе, ни другим участникам движения. Это – первая и главная цель обучения в автошколе. О которой почему-то нигде не упоминается. 

По данным статистики Госавтоинспекции МВД России, за 9 месяцев 2013 года из-за неправильного выбора дистанции, нарушения проезда пешеходных переходов и несоответствия скорости конкретным условиям погибли 8402 человека, что составляет 44% от общего числа погибших на дорогах страны за указанный период. 
Сегодня большое число аварий, в том числе и на пешеходных переходах, происходит по одной причине – водители не умеют правильно тормозить. Конечно, эти навыки не появляются сами собой, правильно тормозить нужно учиться, это – отдельный элемент подготовки водителя, которому автошколы не уделяют сегодня должного внимания. 

Причем, тормозить, особенно при экстремальных условиях, в разных машинах надо по-разному. Если, к примеру, в «Жигулях», где нет АБС, водитель должен «чувствовать» момент торможения, не доводя процесс до блокировки колес, то с АБС по педали тормоза надо бить со всех сил, чтобы антиблокировочная система сработала максимально эффективно. Отдельная тема – торможение на скользком покрытии, особенно когда дорога покрыта снегом и льдом. 

В автоспорте процесс торможения – целая наука, поэтому не удивительно, что пренебрежение навыком правильно тормозить в повседневной жизни чревато серьезными последствиями для окружающих. Согласно статистике, сегодня почти девять десятых (87%) наездов на пешеходов на пешеходных переходах связаны с нарушениями, допущенными водителями. Как правило, это нарушение правил проезда пешеходных переходов, где умение предугадать ситуацию, а в случае чего - грамотно затормозить свой автомобиль, играет не последнюю роль. 

Проведенный нами совместно с Госавтоинспекцией МВД России соцопрос показал, что довольно часто водители поздно замечают на проезжей части препятствие или человека (в подобной ситуации оказывались 64% респондентов). 59% опрошенных хотя бы раз в жизни прибегали к экстренному торможению вблизи пешеходных переходов, а четверть делает это периодически. 

Кроме того, мы выявили еще одну проблему – у большинства водителей нет привычки притормаживать перед пешеходными переходами. Статистика аварийности диктует новый вызов, связанный с необходимостью подкрепления усилий ГИБДД по контролю за соблюдением правил проезда пешеходного перехода со стороны водителей. Необходимо усилить импульс, направленный на формирование культуры водителя, в отношении проезда зоны соприкосновения двух участников дорожного движения: пешехода и водителя. Но, в то же время, нельзя забывать, что навык торможения – один из базовых элементов для водителей, и ему нужно уделять особое внимание при подготовке в автошколах, как, впрочем, и умению предупреждать опасные ситуации на дороге.

Источник

События