За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2019г. на дорогах России погибло 16 981 человек

Каршеринг - добро или зло?

Обсудили эту тему в эфире Радио «Комсомольская правда» в программе «Портрет явления» Вадим Мельников – генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности», Алексей Сергеев - генеральный директор компании YouDrive, Антон Челышев – радиоведущий, журналист.

Рынок каршеринга в России достиг этапа зрелости, показав стремительный рост за последние 4 года. Количество ДТП с участием каршеринговых автомобилей держится на стабильном уровне и не растет. Однако за прошедшие годы развития бизнеса у каршеринга сложился в целом негативный имидж «пугала дорожного» наряду с такси. Как это случилось и насколько каршеринг действительно опасен или безопасен? Эксперты обсудили в эфире.

По мнению Алексея Сергеева «до сих пор основной проблемой каршеринга являлась проблема роста. Все ей уделяли слишком много внимания, тем самым не слишком заботясь об имидже». По его мнению, водители каршеринга стремятся ездить безопасно, потому что опасаются ответственности за поврежденный автомобиль и последствий в целом. Однако по данным аналитического исследования команды #бездтп это не совсем верно. Если сравнить причины, нарушения, приведшие к ДТП по вине водителей, то на арендованных машинах водители - более смелые. Например, если для водителей личных автомобилей неправильный выбор дистанции - причина 10% ДТП, то для водителей каршеринга - 23%. Несоответствие скорости конкретным условиям движения - для водителей личных автомобилей составляет 9% ДТП, для водителей каршеринга - 17% ДТП.

Как отметил Вадим Мельников, есть прямая зависимость ДТП от количества пользователей сервисов каршеринга, их число увеличилось в 3,5 раза, также, как и количество ДТП в 3,5 раза. Алексей Сергеев уточнил, что увеличилось не только число уникальных пользователей каршеринга, но и люди стали ездить чаще, т.е. увеличилось количество поездок на одного пользователя. Об уменьшении количества ДТП с участием каршеринга на одного человека свидетельствует и статистка страховых компаний. Вадим Мельников пояснил, что в дальнейшем должен наступить так называемый «крест», когда количество пользователей продолжит расти, а число ДТП снижаться. Но для этого необходимо усиливать меры безопасности по всем направлениям, начиная от технических и заканчивая воспитанием культуры вождения водителей.

Алексей Сергеев рассказал, что каждое ДТП - это проблема, удар по бизнесу. «Работаем с каждым случаем, с каждым нарушением, - сказал он. - Наши техники забирают машины, мы консультируем вторую сторону, работаем с людьми, которые в этих ДТП участвуют. Далее мы развиваем тему школы аккуратного вождения. Это наша инициатива по развитию как раз стиля вождения и коммуникаций. Мы говорим людям: "Будьте аккуратнее, эта машина чужая, но это не значит, что вам на ней можно ездить как угодно".

Вадим Мельников также предложил ввести в автошколах обучение по использованию не только каршеринга, а в целом арендованного автотранспорта, объяснить пользователям аспекты ответственности и безопасности.

Важным необходимым нововведением эксперты также считают создание единого черного списка пользователей, которые нарушили условия использования арендованного автомобиля до такой степени, что дальше их уже нельзя допускать к услугам во всех каршеринговых компаниях. Но для того, чтобы данное решение в отношении водителя было действительно обоснованным, компаниям необходимо договориться о критериях и регламентах.

Тарифы в каршеринге стали более гибкими, и это хорошо повлияло на безопасность среди прочих мер, считает учитель по вождению, который дозвонился в эфир. «Опаснее всего водят те, у кого есть какая-то спешка, - рассказал инструктор. - Ранее люди брали тарифы поминутные, и это стимулировало ехать быстрее: быстрее приеду, меньше потрачу. Можно взять там даже 2 часа -  это будет дешевле, чем, например, проехаться 40 минут по городу».

Среди наиболее эффективных мер в беседе были отмечены также телеметрия, которая позволяет следить за стилем вождения и нарушениями, а также рейтинг водителей и поощрительные бонусы для «отличников». У некоторых сервисов каршеринга есть и забавные решения. Например, прежде, чем арендовать машину ночью, люди должны пройти некую викторину, решить задачи, чтобы доказать, что они трезвые.

Много вопросов к каршерингу появляется и в связи с развитием внутреннего туризма. Например, как адаптировать к поездке в Москве водителя, который приехал из региона и не готов к столичному агрессивному трафику? Однозначного решения пока нет. Эксперты сошлись во мнении, что водителей необходимо воспитывать, прививать культуру вождения. Процесс это не быстрый, комплексный и многозатратный. Но эффективный, как показывает опыт нашей страны за последние 10 лет. Ведь автотрафик сильно вырос, а число ДТП, наоборот, снизилось. Похоже, что каршеринговым компаниям придется пересмотреть приоритеты и наметить долгосрочные цели и серьезную работу, направленную на  изменение репутацию в лучшую сторону.

Прослушать запись эфира можно здесь

События