За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2020г. на дорогах России погибло 16 152 человек

Гостеприимно значит безопасно

Закрытие границ заставило россиян вспомнить, что на просторах их Родины также есть что посмотреть. Огромные территории, омываемые морями Мирового океана, различная флора и фауна, рельефы: даже самый капризный путешественник найдет себе место по душе. Благодаря этому в 2020 году начал стремительно развиваться внутренний туризм.

Но не стоит думать, что россияне массово рванут по провинциям исследовать маршруты Шангина и Крашенинникова. Путешествовать по России все еще не так легко и комфортно, как по привычным многим европейским странам. Бесспорно, туристические маршруты во многом отлажены, дороги под влиянием проектов БКАД и БКД становятся лучше с каждым годом, но сфера услуг в области пассажирских перевозок по-прежнему оставляет желать лучшего.

Огромное количество туристических автобусов сегодня зарегистрировано на физлиц. И часто в подобных случаях машины эксплуатируются на износ, следить за их состоянием некогда, да и невыгодно, особенно если на дворе «горячий» туристический сезон. С марта 2021 года к проверке технического состояния автобусов подключилась Госавтоинспекция, да и требования к состоянию транспорта для выхода на маршрут стали жестче. К тому же для перевозки обязательно требуется лицензия. С одной стороны, это поможет отсечь совсем уж неисправную технику, с другой – может спровоцировать еще больший уход «в тень» тех участников рынка, кому дороже выгода.

Второй момент – отсутствие законодательно зафиксированного требования к повышению квалификации для профессиональных водителей. В странах Европы каждый, кто занимается пассажирскими перевозками, должен раз в пять лет проходить переаттестацию с выдачей сертификата на перевозку людей, а также сдавать дополнительный теоретический экзамен. Ведь без постоянной тренировки любой навык постепенно ослабевает. И если за три года водитель ни разу не ездил в темное время суток, то первая после перерыва ночная поездка может обернуться для него аварией.

И понятно, что экономный турист легко может выбрать более дешевые услуги, а значит, попасть на удочку «нелегала». В регионах до сих пор полно «бомбил», гоняющих на огромных скоростях за рулем старых колымаг. Особенно этим славятся южные курортные регионы. Нелегальные таксисты готовы «за полцены» организовать обзорные экскурсии и межрегиональные поездки, вытесняя с рынка честных перевозчиков. Ведь переделанная под п"ссажирскую грузовая маршрутка с просроченным ТО обойдется дешевле, чем нормальный автобус. Водители в таких фирмах, кстати, работают по 12–14 часов в сутки и к концу рабочей смены буквально засыпают за рулем.

Разбираться во всех этих тонкостях, как и в том, что же делать, чтобы развивать не только туризм, но и его безопасность, должна целая коллегия экспертов. В конце прошлого года Ростуризм разработал нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», который, в теории, должен сделать поездки по России привлекательнее. Бюджет проекта оценили в 629 млрд рублей. Было бы неплохо, если бы в этом документе внимание уделялось не только туристическим интерфейсам городов и всевозможным достопримечательностям, но и транспортной безопасности.

Вадим Мельников, эксперт по стратегическому планированию в области социальной политики, Москва.

опубликовано в "Коммерсант. Автопилот"

https://www.kommersant.ru/doc/4739663

События