Вопрос нехватки профессиональных водителей поднимается далеко не впервые. Масштаб дефицита стал понятен после недавнего обнародования результатов исследований Transport Intelligence по шести европейским странам: если перед началом 2019 года не хватало 127,5 тысяч водителей, то сейчас не хватает уже 400 тысяч.
Необходимо понимать, что это не просто статистическое наблюдение. Последствия дефицита самым непосредственным образом сказываются не только на деятельность бизнеса, но и на жизни обычных людей - во многих странах уже наблюдаются существенные перебои с поставками товаров в магазины и точки общепита. А впереди Рождество – производители начнут сезон распродаж, а потребители устремятся за покупками к празднику, что создаст дополнительную нагрузку на отрасль и усугубит ситуацию.
Надо отметить, что ситуация в России не сильно отличается от европейской. Впервые о дефиците водителей в нашей стране заговорили еще после распада СССР, а после внесения предыдущих изменений в систему обучения проблема обозначилась более явно. Сейчас мы видим сокращение количества автошкол, готовящих водителей грузовых автомобилей, низкий уровень подготовки, а также снижение престижности профессии в глазах населения. Все эти факторы привели к тому, что в настоящий момент нехватка кадров стала серьезным препятствием для развития рынка автоперевозок.
Очевидно, что проблема не решится сама собой. Чтобы исправить ситуацию, нужны серьезные изменения как в плане обучения в автошколах, так и в отношении к профессии в целом, и в нашей стране работа в этом направлении уже ведется.
Сейчас в России полным ходом идет модернизация программ профессиональной подготовки водителей. Ее ключевая цель – оптимизировать процесс обучения таким образом, чтобы на выходе водители получали не формальное право управления транспортным средством, а полноценный комплекс навыков и знаний, серьезный опыт, который стоил усердия и труда. Не просто удостоверение, а настоящую профессию, в освоение которой были вложены время, силы, старание и прочие ресурсы.
Такой подход не только повысит уровень подготовки водителей, но и естественным образом приведет к повышению социального статуса профессии, которая действительно нужна обществу, приносит значительную пользу и заслуживает уважения. Можно предположить, что подобные изменения станут серьезным шагом в решении вопроса кадрового дефицита.