За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2021г. на дорогах России погибло 14 874 человек

Обгоняй с умом. Что делается для снижения аварийности на «встречке»

Источник: Коммерсантъ

Обгон с выездом на встречную полосу движения — маневр чрезвычайно рискованный даже для опытного водителя. Это известно каждому автомобилисту. Однако с наступлением лета многие легкомысленно игнорируют эту опасность. Как показывает анализ аварийности, именно летом растет число столкновений на «встречке». О том, какие меры предпринимаются Госавтоинспекцией для предотвращения таких ДТП, какова ответственность за выезд на «встречку», и что делается в рамках нацпроекта БКД для сокращения аварийности — в нашем обзоре.

Сезонный всплеск аварийности, связанной с выездом на «встречку», начинается уже в апреле и достигает пика в июле. Это время, когда россияне массово устремляются к местам отдыха: за город, на дачу, на море... С 2020 года, когда внешний туризм резко пошел на убыль, летний трафик на дорогах страны стал еще интенсивнее. И нынешний сезон отпусков — не исключение. Скорее наоборот. «В условиях ограниченного воздушного сообщения многие россияне планируют провести отпуск, путешествуя по стране на личном автотранспорте, — пояснили в ГУОБДД МВД России.— Интенсивный трафик на автомагистралях, ведущих к традиционным местам отдыха россиян, требует повышенного внимания и осторожности. Водителям лучше воздержаться от опасных маневров на дорогах».

Из всех видов автоаварий, связанных с выездом на встречную полосу, самый распространенный — лобовое столкновение. Он же характеризуется наибольшей тяжестью последствий — каждый шестой участник ДТП получает смертельные травмы. В 2021 году в таких происшествиях погибли более 3,73 тыс. человек, а это 25% от всех жертв на дорогах. Наиболее типичная ситуация, в которую часто попадают водители, это когда движущийся по двухполосной дороге автомобиль оказывается позади тяжелого грузовика или тихоходного трактора. Мало у кого хватает терпения тащиться со скоростью 30–50 км/ч. Возникает соблазн пойти на обгон. И вот тут вспоминаем ПДД. Внимательно следим за знаками, разметкой и конфигурацией дороги — запрещено выезжать на обгон на повороте, в тоннеле, на перекрестках (подробнее читайте в 11-ой главе ПДД). Кстати, контроль за такими участками осуществляется как дорожно-патрульной службой (в том числе, в режиме скрытого патрулирования), так и камерами фотовидеофиксации нарушений.

Напомним, что выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД во время обгона чреват штрафом в 5 тыс. руб. или лишением водительских прав на срок до полугода. При повторном в течение года нарушении применяется лишение до одного года, при третьем — уголовная ответственность по новой ст. 264.2 УК, действующей с 10 января 2022 года. Данная статья уже начала применяться в регионах. Так, в конце мая в Москве был вынесен первый приговор нарушителю, выехавшему на «встречку» в запрещенном месте в третий по счету раз. Штраф составил 200 тыс. руб.

Даже в том случае, когда правила разрешают обгон на конкретном участке дороги, следует убедиться в том, что впереди нет автомобиля (или он движется на расстоянии достаточном для совершения маневра), что дорога хорошо просматривается, прерывистая разметка не заканчивается через несколько десятков метров, а мощности двигателя достаточно, чтобы плавно и быстро выйти на обгон и завершить его. Безопасный выезд на встречную полосу в разрешенном месте — сложный маневр, требующий определенных навыков. И безопасен он весьма условно и не для всех. По данным официальной статистики, в 2021 году две трети столкновений произошли там, где выезд на полосу встречного движения был разрешен. Об этом следует помнить. И если в салоне автомобиля находятся дети, Госавтоинспекция настоятельно рекомендует отказаться от опасного маневра: последствия ДТП для ребенка всегда вдвое тяжелее, чем для взрослого. Только за 5 месяцев текущего года в таких ДТП погибли 37 детей.

В целях профилактики этого вида ДТП Госавтоинспекция регулярно проводит мероприятия под общим названием «Встречная полоса». В частности, в Подмосковье на федеральных трассах А-108 и М-7 с февраля по март проходили спецрейды — в преддверии летнего сезона автоинспекторы раздавали водителям тематические листовки, напоминающие об опасности запрещенных обгонов. Этой же теме была посвящена социальная реклама, которую Госавтоинспекция запустила совместно с региональным минтрансом. В Тверской области один из рейдов проводился с участием скрытого патруля — инспекторы в «гражданской» машине фиксировали на видео нарушителей и передавали информацию стоящему на трассе экипажу. Госавтоинспекция Ангарска в ходе недавнего рейда контролировала нарушителей с воздуха с помощью квадрокоптера. В конце апреля операция «Встречная полоса» проводилась в Ингушетии — на въезде в Магас автоинспекторы проводили беседы с автомобилистами о недопустимости нарушений ПДД.

Впрочем, работа ведется не только с водителями, но и с дорогами. Самый эффективный способ по предотвращению ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения, — строительство барьеров для разделения потоков. В 2020 году по поручению вице-премьера Марата Хуснуллина была утверждена «дорожная карта» по оснащению к 2024 году разделителями всех четырехполосных дорог — федеральных, региональных и муниципальных. Как сообщили “Ъ” в Росавтодоре, в 2022 году на федеральной сети установят 69 км осевого барьерного ограничения, в том числе на участках трассы М-5 «Урал» в Рязанской области и А-370 «Уссури» в Приморском крае. Также в Росавтодоре отметили, что большая часть реализуемых проектов строительства и реконструкции федеральных трасс изначально предусматривает разделение потоков барьерами. Все новые дороги госкомпании «Автодор» также проектируются и вводятся сразу с разделительным ограждением. Например, недавно открытая Центральная кольцевая автомобильная дорога. Или строящаяся трасса М-12 Москва—Казань. Что касается региональной и межмуниципальной сети, то, как сообщили в Росавтодоре, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2022 году будет установлено более 710 км ограждения, в частности, в Самарской и Ярославской областях.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

События