Научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ выпустил обзор по дорожно-транспортной аварийности в РФ за 9 месяцев 2022 года. Согласно нему, за 9 месяцев 2022 года произошло 838 ДТП с участием СИМ, в которых 19 человек погибли и 870 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года основные показатели аварийности увеличились в два раза.
Динамика основных показателей аварийности с участием лиц, передвигавшихся на СИМ
Источник: НЦ БДД МВД РФ
Наибольшее количество ДТП зарегистрировано в Краснодарском крае (53), Нижегородской (39), Свердловской (37) и Тюменской (45) областях, г. Москве (198) и г. Санкт-Петербурге (116). Наибольшее число погибших отмечается в Московской (2), Свердловской (2) и Тюменской (2) областях и в г. Москве (3). Более чем в половине ДТП (56,3%) участвующие СИМ имели электродвигатель мощностью от 0,25 до 4 кВт, на эти происшествия приходится наибольшее число погибших (89,5%). С участием СИМ, имеющих электродвигатель мощностью до 0,25 кВт, произошло 43,6% ДТП, на которые пришлось 10,5% погибших.
Распределение показателей аварийности в зависимости от мощности электродвигателя
Источник: НЦ БДД МВД РФ
За отчетный период почти три четверти (74%, или 620) ДТП с участием СИМ зарегистрировано как наезд на пешехода, почти пятая часть (17,5%, или 147) пришлась на столкновения, другие виды ДТП в сумме составили 8,5%. В местах пересечения проезжих частей (выезды с прилегающих территорий и перекрестки) произошла почти половина (45%) ДТП с участием СИМ. На пешеходных переходах имело место более четверти (26%) таких ДТП в местах, где разрешено движение исключительно пешеходам (тротуар, пешеходная дорожка, пешеходная зона), – 4%.
Удельный вес ДТП с участием СИМ в зависимости от объекта улично-дорожной сети, на котором зарегистрировано происшествие
Источник: НЦ БДД МВД РФ
Более чем в двух третях ДТП (67,6%) участвующие СИМ принадлежали физическим лицам, в 32,4% происшествий – хозяйствующим субъектам.
Комментирует руководитель аналитического отдела ЭЦ «Движение без опасности» Елена Борисенко:
«Такой рост ДТП объясняется несколькими причинами – эффект низкой базы, потому что ДТП стали массово происходить и фиксироваться только с 2018 года, соответственно, мы пока можем анализировать данные за 4 года, тут любой рост будет существенным. Также, безусловно, распространение средств индивидуальной мобильности, удобство их использования: не нужно удостоверений; в случае прокатных средств, пользователю не нужно даже серьёзно тратиться для того, чтобы ездить на таких устройствах; отсутствие регулирования передвижения. Сейчас уже зафиксированы изменения в ПДД, которые вступят в силу в марте 2023 года, но для меня остаётся вопрос, кто будет следить за соблюдением этих новых правил. Особо отмечу, что почти 70% ДТП – это происшествия с водителями собственных СИМ, а не прокатных. Настройка системы правоприменения в отношении физлиц на СИМ – это основная задача на ближайшее время, как мне кажется. Ещё, конечно, важным вектором необходимо сделать развитие инфраструктуры, которая, на мой взгляд, должна обеспечивать разделение потоков пешеходов, велосипедистов, водителей СИМ и автомобилистов».