За безопасность на дорогах России

Русский English

Перестраиваемся на зимний стиль вождения: советы экспертов

Сани к зиме, как известно, нужно готовить летом, а вот автомобиль – прямо сейчас. И эта подготовка сводится не только к замене шин на зимний вариант – необходимо проверить работоспособность целого ряда систем. При этом самому водителю также необходимо переключиться на зимние условия вождения.

В программе приняли участие:

Владимир Бахарев – шеф-тренер по контраварийной подготовке Экспертного центра «Движение без опасности»;

Антон Белан – старший инспектор по особым поручениям Госавтоинспекции МВД России, полковник полиции.

Ведущие: Вадим Мельников, Антон Челышев.

В начале выпуска Антон Челышев привел статистику дорожно-транспортных происшествий.

За неделю с 9 по 15 ноября на дорогах России, по предварительным данным, зарегистрировано 2062 автоаварии, в которых погибли 246 и получили травмы 2449 человек. В эту статистику по погибшим и пострадавшим попали 86 погибших пешеходов, 864 пешеход, получивших иранения. Зафиксировано 93 ДТП с участием нетрезвых водителей либо отказавшихся от медосвидетельствования. Жертвами этих аварий стали 7 человек, еще 126 получили травмы. Произошло 245 ДТП с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, в результате которых 11 детей погибли, еще 258 получили ранения. Среди погибших детей и подростков - 1 водитель транспортного средства, 1 велосипедист, 3 пешехода, 6 пассажиров транспортных средств.

Далее эксперты программы перешли к главной теме обсуждения: как готовить автомобиль к зимнему сезону? Работоспособность каких систем необходимо проверять в первую очередь?

«Начать нужно с визита в автосервис. Это будет более правильным решением, чем самостоятельно вмешиваться в комплектацию автомобиля, - – рассказывает Владимир Бахарев. - Есть чек-лист по подготовке машины к зиме: начиная от проверки тормозной системы, состояния резины, наличия омывающих жидкостей, всего, что потребуется в движении в холодную погоду. Если говорить о технической части, мой совет – делайте это в сервисе. Первое, с чего начать, поменять колеса. Зачем ездить в сервис? Контролировать состояние своей машины – идея хорошая. Не всегда внешний контроль автомобиля может выполнить водитель. Заглянуть под машину, посмотреть, нет ли там протечки– это одно. А посмотреть, есть ли трещины на патрубках, есть ли подтеки масла – это можно сделать только в сервисе. Поэтому рекомендую профилактические работы. С этого стоит начать».

1 сентября вступило в силу постановление правительства, которым утверждена новая редакция перечня неисправностей и условий, при которых эксплуатация ТС запрещена. Для обычного автомобилиста, в целом, ничего не изменилось ни в части административной ответственности за нарушения, ни в части требований к автотранспорту при его участии в дорожном движении. Транспортные средства, как и ранее, должны эксплуатироваться в исправном состоянии. Внешние световые приборы, тормоза, рулевое управление и иные элементы конструкции должны быть исправными и работоспособными.

«Что касается запрета зимних и летних шин, перечень устанавливает, что запрет на использование шипованной резины летом, а также летних шин зимой. При этом автомобиль с нешипованными шинами, так называемыми липучками, разрешено эксплуатировать круглый год. Что касается ответственности, то административная ответственность не изменилась. Статья 12.5 Административного кодекса – «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена». Часть 1 это статьи предусматривает ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей. Никаких дополнительных мер или введения новых штрафов нет», – сообщил Антон Белан.

Он также отметил, что, по статистике аварийности, число ДТП из-за неисправности транспортных средств снижается в настоящее время.

«Для этого мы ведем широкую разъяснительную работу, объясняем. Будем надеяться, что автовладельцы нас услышат», – резюмирует эксперт.

Далее эксперты радиопрограммы перешли к обсуждению межсезонья и дали основные рекомендации как для водителей, так и для пешеходов.

«Мы постоянно говорим о том, что пешеходы, по определению, самая уязвимая категория участников дорожного движения. А несовершеннолетние пешеходы – дорогу переходят, уткнувшись в телефоны, не снимая капюшона, наушников и т.д. Чтобы водители были готовы к встрече с пешеходами, еще раз хочу напомнить, что, управляя автомобилем, будьте предельно внимательны, заранее притормаживайте при подъездах к пешеходным переходам, строго соблюдайте скоростной режим, учитывайте погодные условия и состояние проезжей части. Даже незначительное превышение скорости может стать роковым. Хочу отметить, что, согласно статистике аварийности, каждый третий наезд происходит из-за безответственного поведения самих пешеходов. Под этим можно понимать не только грубые нарушения правил дорожного движения, такие как переход на запрещающий сигнал светофора или выход на проезжую часть в неположенном месте, но и просто пренебрежение элементарными правилами безопасности. То есть пешеход зачастую начинает переход, не убедившись в том, что водители их видят и уступают дорогу. В условиях недостаточной видимости человека в темной одежде, а так в это время года у нас одевается большинство пешеходов, да еще и без световозвращающих элементов, просто их разглядеть невозможно», – рассказывает Антон Белан.

Ведущий программы обратил внимание экспертов, что есть резина дорогая, считающаяся качественной, есть резина подешевле, считающаяся менее качественной. В чем же разница между резиной дорогой и не очень дорогой?

«Качество резины, на мой взгляд, определяется скорее ее вязкостью, мягкостью, что ли, то есть способностью менять форму пятна контакта для лучшего зацепа с дорожным покрытием. Я, выбирая зимнюю резину, скорее ориентируюсь не на красоту рисунка протектора, как это делают многие, а именно на состав резины. Резина должна быть мягкой. И если говорить о сегментах, наиболее распространенный сегмент, предположим 16-е шины, можно рассматривать от 8 до 15 тысяч рублей. И там выбор достаточно большой. А если говорить о каких-то специфичных колесах, то есть профессиональных, туда люди не заходят. Я думаю, что средний сегмент рынка, он примерно весь одинаковый», – поделился Владимир Бахарев.

Говоря о жидкостях, эксперт отметил, что есть незамерзайка зимняя и есть незамерзайка летняя. Все остальное – маркетинговый ход.

«Берите хорошую незамерзайку, которая работает у вас круглый год, создавайте запас и пользуйтесь ею», – резюмирует он.

О чистке автомобиля от снега рассказал Антон Белан: «Что касается того, когда машина закрыта снегом, например, вот некоторые несознательные автовладельцы оставляют не только снежную шапку, но и закрытые фары и номера, за это есть ответственность административная. Поэтому перед началом движения необходимо все очи стить – и номера, и внешние световые приборы автомобиля».

Далее коллеги поговорили о зиме глазами пешеходов: что нужно менять в поведении при переходе проезжей части?

«Если мы говорим о пешеходах, в первую очередь, нужно понять, что беречь нужно себя. И подходя к краю проезжей части, в первую очередь, думать не о том, остановится ли машина или нет, а о том, дойдешь ты домой живой или нет. Если ты оцениваешь остановочный путь автомобиля, то можешь ошибиться. А если ты дождешься, пока машина встала, и пойдешь, это будет совершенно другой результат. Себя беречь надо. Помните, что не только вы плохо видите, но и плохо видят вас. Если у машины есть свет фар, то на вас должен быть световозвращающий элемент, чтобы водители также имели возможность помочь вам безопасно добраться домой и снизить скорость перед вашим появлением на дороге», – рассказывает Владимир Бахарев.

Также он высказался еще об особенностях маневрирования на зимних дорогах: «Любая зимняя дорога имеет свои особенности. И любое маневрирование на зимней дороге, в первую очередь, должно быть с запасом по времени. Не надо ничего делать в последний момент. Переучить себя быстро, наверное, не получится. Когда вы выходите на лед в летних ботинках, вы же понимаете, что под ногами скользко и можете подскользнуться? И вам не нужно долгое время на то, чтобы перенастроиться. Вот также и с автомобилем. А с учетом его массы и скорости результат будет совершенно иной. Настраивайте себя правильно и будьте бдительны!»

В завершение ведущие подвели итоги опроса: «Как вы готовитесь к зимней дороге?» В социальной сети ВКонтакте самый популярный ответ – 54% – «первым делом меняю шины и перехожу на незамерзайку». А дальше три ответа по 15% набрали: «проверяю тормоза и аккумулятор», «меняю стиль вождения», «зимой вообще не езжу».

В Одноклассниках: «шины и незамерзайка» – 78%, 25% – «меняю стиль вождения».

В официальном Telegram-канале Госавтоинспекции 79% – «меняю шины и перехожу на незамерзайку», 52% – «меняю стиль вождения».

Полная запись программы по ссылке.

 

События