На дорогах есть участки, где автоаварии происходят наиболее часто. Они называются местами концентрации ДТП. Ликвидация таких участков – одна из важнейших задач в рамках обеспечения безопасности дорожного движения. Как ведется эта работа в масштабах всей страны и на примере отдельного региона?
В программе приняли участие:
Дмитрий Митрошин – начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, полковник полиции;
Алексей Холопов – начальник управления ГИБДД Управления МВД России по Калужской области, полковник полиции;
Станислав Буравцов – начальник отдела организации ремонта и содержания автодорог Министерства транспорта Калужской области.
Ведущие: Вадим Мельников, Антон Челышев.
В начале выпуска Антон Челышев привел статистику дорожно-транспортных происшествий.
За период с 16 по 22 ноября на дорогах страны, по предварительным данным, произошло 1975 автоаварий, в которых 217 человек погибли, 2399 получили травмы. В эту статистику попали 54 погибших пешехода и 710 травмированных пешеходов. Зафиксировано 84 ДТП с участием водителей в состоянии алкогольного опьянения либо отказавшихся от медосвидетельствования. Жертвами этих аварий стали 8 человек, еще 117 получили травмы. За минувшую неделю зарегистрировано 223 ДТП с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. В результате происшествий 6 детей погибли, еще 239 получили травмы. Среди погибших 4 несовершеннолетних пассажира транспортных средств и 2 несовершеннолетних пешехода.
Ведущий, возвращаясь к главной теме программы, озвучил статистику выявленных очагов аварийности. Он рассказал, что в 2022 году на федеральных трассах было выявлено 360 мест концентраций ДТП по всей стране.
Далее к программе присоединился Дмитрий Митрошин, который рассказал, что есть общие правила выявления очагов аварийности ДТП. Понятие «аварийный участок» нормативно закреплено. Это участок дороги протяженностью 200 метров в населенном пункте либо 1000 метров вне пределов населенного пункта, на котором в течение календарного года произошло 3 ДТП одного вида либо 5 происшествий разного вида, но в которых погибли либо пострадали люди. Такие места определяются как места концентрации ДТП.
«Сегодня наши информационные ресурсы позволяют аккумулировать информацию о ДТП и анализировать ее, и на основе этого анализа принимать решения. Госавтоинспекция собирает подробнейшую информацию обо всех ДТП как с пострадавшими, так и без пострадавших, которые имеют четкую географическую привязку по координатам. И эта информация вносится в базы МВД России. Появляется возможность с учетом географической привязки локализовать эти очаги аварийности», – сообщает Дмитрий Митрошин.
Каковы же основные причины возникновения мест концентрации ДТП? В официальном ответе «Росавтодора» говорится, что основная причина возникновения таких очагов на федеральных автодорогах – это нарушение правил дорожного движения водителями.
По удельным показателям – по количеству ДТП, по количеству погибших на единицу длины, именно на федеральных автомобильных дорогах образуются такие участки. Несмотря на то, что это достаточно качественные дороги, они считаются наиболее опасными. Объяснение этому тоже достаточно очевидное – это дороги, на которых наблюдается наибольшая плотность транспортного потока.
Дмитрий Митрошин отметил, что в рамках ликвидации мест концентрации ДТП проводятся самые различные мероприятия: «Нет двух одинаковых мест концентрации ДТП и нет универсального рецепта, который бы позволил ликвидировать эти места. Все зависит от того, какой вид ДТП чаще всего происходит, каковы причины происхождения ДТП. В зависимости от этого и выбираются мероприятия. Есть набор универсальных инструментов, которые высокоэффективны практически в любой ситуации: ограничение скорости движения, в том числе инженерными мерами, освещение проезжей части. Но подчеркну, что набор этих мер определяется индивидуально, в зависимости от причин и условий в каждом конкретном очаге».
Также он сообщил, почему возникают места концентрации ДТП и возможно ли повторное возникновение места концентрации ДТП там, где этот очаг был погашен: «Мы, я имею в виду Госавтоинспекцию как орган, являющийся координатором деятельности и других органов исполнительной власти в области безопасности дорожного движения, последнее время пришли к пониманию, что очаги ДТП рассматривать надо не точечно. Мы сейчас больше говорим именно о зональном принципе. Анализ данных показывает, что ситуации часто происходят таким образом. Очаг устранили в одном месте, и вдруг он появляется, условно говоря, через километр. То есть, схожие условия движения, те же самые водители по этим дорогам ездят. Значит, либо не устранили какие-то факторы, либо, может быть, устранили, но только на конкретном участке, а оно все равно выстрелило где-то в непосредственной близости. И в этом смысле более эффективно говорить именно о зональном принципе устранения очагов ДТП, то есть, пытаться заглядывать за пределы 200-метрового для населенных и 1000-метрового для вненаселенных пунктов участков дороги, и пытаться найти некую общность причин и условий, которые приводят к ДТП не в конкретном очаге, а на определенной территории, которая на километры, а то и на десятки километров, может растягиваться. Это нетривиальная задача, поэтому тут нужны определенные умения, определенный опыт».
В ходе беседы к программе присоединились коллеги из Калужской области: Алексей Холопов и Станислав Буравцов для того, чтобы рассказать о об очагах аварийности в закрепленном за ними регионе страны.
«На территории нашего региона, Калужской области, в 2022 году было выявлено 18 очагов аварийности, из них 14 расположены на автомобильных дорогах федерального значения на территории федеральных дорог 956 километров, из них М3 (Украина), А130 (Москва, Малоярославец, Рославль), А108 (Московское большое кольцо), 1Р132 (Золотое кольцо). 4 очага аварийности в пределах города Калуги – различные улицы областного центра. И 1 очаг аварийности в городе-спутнике - Обнинске», – рассказывает Алексей Холопов.
Далее эксперты рассмотрели практический пример плана ликвидации такого очага аварийности в городе Обнинске.
«Если идет речь об Обнинске, да, это место нам известно, это транспортный узел – проспект Маркса, улицы Белкинская и Энгельса. Мероприятия, конечно же, профилактического характера возможны для ликвидации этого, так называемого, очага аварийности: изменения работы светофорного объекта, либо его модернизация, снижение скоростного режима движения, обустройство искусственного наружного освещения, установка дополнительных дорожных знаков. Я думаю, что комплекс мероприятий, который уже утвержден, даст своего рода положительный эффект, и в следующем году мы забудем про это место аварийности», – сообщил Алексей Холопов.
Станислав Буравцов же рассказал о работе с потенциальными аварийно-опасными участками, которую проводят в Калужской области: «Первоначально нам, как пилотному региону, определили критерии более жесткие, по сравнению с другими регионами. Изначально обозначили критерии: 1 и более ДТП с двумя и более погибшими. За трехлетний период мы выявили таких четыре потенциально опасных участка, по ним отработали. Далее посмотрели еще более широким взглядом, посмотрели критерии 2 и более ДТП с одним и более погибшим за трехлетний период. В общей сложности на территории региона мы выделили 19 таких участков ДТП по ключевым причинам. Это «встречка», наезд на пешехода и ДТП, совершенные в состоянии опьянения».
В конце передачи эксперты обсудили зарубежный опыт в работе по ликвидации мест ДТП.
«В некоторых странах есть специальный знак, он называемый Black Spot. Это треугольник с изображением черной точки, который предупреждает о приближении к очагу аварийности. Алгоритм действия экстренных служб на 100 процентов совпадает с нашим, это, помимо выявления мест ДТП, все-таки определение причин и условий их совершения и последующая ликвидация этих причин и условий», – поделился Дмитрий Митрошин.
В завершение ведущий подвели итоги опроса: «Какие меры позволили бы ликвидировать очаги аварийности?» Во ВКонтакте самый популярный ответ – «ограничение максимальной скорости», на втором – «камеры фото- и видеофиксации». В Одноклассниках самый популярный ответ – «ограничение максимальной скорости», на втором месте – «применение искусственных неровностей». В Telegram-канале Госавтоинспекции самый популярный ответ – «камеры фото- и видеофиксации». Вторую и третью позицию поделили: «применение искусственных неровностей» и «установка более заметных предупреждений».
Полная запись программы по ссылке.