За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2017 г. на дорогах России погибло 19 088 человек
Вернуться назад

Статьи

26.11.2018
Нет сил: что делать, если водитель устал
Что такое зима для взрослого человека? Это снег и гололед, темнота и холод, авитаминоз и недостаток сил. Световой день зимой составляет порядка семи с половиной часов, и в четыре вечера уже темнеет. И такое положение дел не может не влиять на человека: он быстро устает, концентрация ухудшается, работоспособность существенно падает. Во второй половине дня это особенно заметно - накатывает усталость и становится непросто быть осторожным, бдительным и аккуратным. Особенно на дороге.

Даже легкая усталость притупляет наши чувства. Если же вы начали зевать и чувствуете тяжесть в теле, то речь идет о серьезном изменении концентрации внимания, при котором за рулем сидеть нельзя. Эксперты давно заметили сходства в поведении сильно уставшего человека и человека, находящегося в алкогольном опьянении: спирт поражает работу центров головного мозга, в результате чего ухудшается контроль над двигательной сферой, и очень схожие процессы происходят при переутомлении.

Как понять, что ваша легкая усталость переросла в опасное переутомление и вести автомобиль уже нельзя? Есть четыре признака усталости, которые сформулировали специалисты экспертного центра «Движение без опасности». Итак, пора глушить мотор, если:

  1. Ваше внимание сконцентрировано в одной точке и вам тяжело перевести взгляд
  2. Чувствуете дискомфорт в глазах: тяжесть, резь, слезливость
  3. Часто меняете позу на автомобильном сидении
  4. Вы начали зевать

Все эти признаки неизбежны, если вы совершаете многочасовую поездку. Эксперты советуют делать первую длительную остановку через 4 часа езды, и длиться эта пауза должна не меньше 45 минут. Дальше паузы стоит делать чаще — каждые два часа, так как усталость может накапливаться. Кроме того, монотонное движение тоже играет злую шутку с водителем: он попросту не замечает момента, когда начинает засыпать.

Если для обычных водителей оставить руль в случае усталости звучит как, хоть и жизненно важная, но рекомендация, то для водителей грузовиков и автобусов это требование закреплено документально. У каждого из них в салоне находится специальное устройство, контролирующее режим труда и отдыха, - тахограф. Именно оно фиксирует историю движения транспортного средства и часы работы водителя: если шофер превысил свою норму, то он будет оштрафован.

Отметим, что бороться с усталостью «народными» способами — бесполезно. Пожевать лимон и зерна кофе, выпить энергетик и эспрессо, а также прочие ухищрения против усталости не помогут. Напротив: несколько минут мнимой бодрости сменяются опустошающим бессилием, и риск ДТП возрастает в геометрической прогрессии.

Так как справиться с усталостью? К сожалению, ответ здесь только один, и он очевиден: если вы без сил, и вам хочется спать, то нужно поспать. Хотя бы 20 минут! Припаркуйтесь в безопасном месте и спокойно отдохните. После вынужденной паузы выйдете из машины, немного прогуляйтесь, сделайте легкую зарядку, умойтесь и снова отправляйтесь в путь.

Информационно-пропагандистская кампания «Культура на дорогах!» реализуется Российским Союзом Автостраховщиков при поддержке Госавтоинспекции МВД РФ, Министерства Транспорта РФ, Министерства Образования и Науки РФ, экспертного центра «Движение без опасности» в рамках Поручения Президента и реализации Программы профилактики нарушений в сфере безопасности дорожного движения, связанных с ключевыми факторами риска в области безопасности дорожного движения.