За безопасность на дорогах России

Русский English

Кадры в дефиците

Автопилот (ИД "Коммерсантъ")

25.05.2021


Кадры в дефиците

Последние два месяца автосообщество активно обсуждало новые правила приема экзаменов в ГИБДД. С 1 апреля отменен экзамен на «площадке»: теперь после сдачи «теории» будущие водители демонстрируют свои умения сразу в условиях реального движения. Отношение общественности к реформе неоднозначное. С одной стороны, количество экзаменов сократилось, что должно упростить процедуру получения прав. С другой стороны, увеличивается ответственность автоинструкторов, теперь ученики должны показывать навыки без «генеральной репетиции» на площадке. Позволит ли квалификация сотрудников автошкол подготовить учеников? Уже известно, что по итогам первого месяца реформы процент успешно сдавших экзамен с первой попытки значительно сократился.

И тут встает важный вопрос о подготовке кадров. Вспомним похожую ситуацию в сфере медицинского образования, где в 2016 году тоже произошло своего рода «упрощение» – поэтапное упразднение интернатуры. Раньше выпускники медицинских вузов в течение первого года занимались врачебной практикой под строгим руководством завкафедрой, не имея права самостоятельно устанавливать диагноз или назначать лечение. После отмены интернатуры молодые врачи получили право на полноценную работу в поликлиниках и амбулаториях с первого же года после получения диплома и прохождения аккредитации. В итоге возникла достаточно опасная ситуация: недостаточно квалифицированные специалисты стали заниматься лечением.

А как обстоит дело с преподавателями в автошколах? Кто готовит будущих водителей, в том числе водителей общественного транспорта, от которых, так же как и от врачей, зависит наше здоровье и безопасность? Требования к кадрам, к сожалению, достаточно низкие. Инструктор по вождению должен иметь права и общий водительский стаж не менее трех лет. Опыт преподавания не обязателен. За инструктором не должно числиться лишений прав в течение пяти лет. Для работы достаточно средне-специального образования, а если оно не по профилю, то можно пройти краткосрочные курсы. Также не должно быть медицинских противопоказаний на занятие педагогической деятельностью. Вот и все требования, пройдя которые новоиспеченный инструктор начинает заниматься с новыми водителями.

В европейских странах кадры готовят гораздо основательнее. В Германии автоинструктор должен быть старше 23 лет и обладать водительскими правами всех категорий. Обязательно базовое среднее образование с последующей профессиональной профильной подготовкой. Будущие инструкторы изучают принципы педагогики и психологии, правила дорожного движения, устройство транспортных средств, охрану окружающей среды, энергосберегающие методы вождения, технику безопасного вождения и сдают обязательные экзамены. Длительность довольно дорогостоящих курсов – от пяти до восьми месяцев. Ежегодное повышение квалификации также является обязательным.

У нас же учеников готовят, по сути, просто чуть более опытные водители, хотя формальный трехлетний стаж едва ли говорит об опыте. О какой безопасности движения можно говорить? Очевидно, что в России остро стоит проблема дефицита адекватных кадров, способных качественно готовить водителей. Отсюда и низкий уровень подготовки, и многократные неудачные попытки сдать экзамен и, как следствие, высокий уровень аварийности. Прежде чем требовать профессионализма от водителей, нужно обратить внимание именно на тех, кто их готовит.

https://www.kommersant.ru/doc/4818228?query=%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%20%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2

Публикации

  • Запчастный случай

    Автопилот (ИД "Коммерсантъ") Весна в этом году началась с новостей о приостановке работы зарубежных автоконцернов в России. Это привело к тому, что перед водителями остро встал вопрос как планового обслуживания, так и восстановления транспорта после ДТП, так как стоимость деталей существенно повысилась и образовался определенный дефицит.

  • Анализируй это

    Известно, что у айсберга лишь около 10 процентов находится над поверхностью воды, остальная часть скрыта. То же можно сказать и об обеспечении безопасности движения. В повседневной жизни рядовые автомобилисты и пешеходы, как правило, имеют дело с дорогами, знаками, новыми законами, регламентами и правилами, но не догадываются о том, что фундаментом для всех этих решений является статистика.

  • Агрегаторы безопасности

    В первые три месяца этого года количество смертей в результате аварий с участием такси в России увеличилось на 20 процентов, сообщал весной в интервью Ъ глава ГИБДД России Михаил Черников. В то же время у отдельных игроков рынка такси основные показатели аварийности упали. Как такое может быть — в одном случае аварийность растет, в другом падает?

  • Вкладывай в людей

    Затраты, способствующие повышению квалификации или развитию способностей, можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Они совершаются с расчетом, что эти вложения будут многократно компенсированы в будущем. В дорожно-транспортной индустрии такого рода инвестиции позволяют снизить аварийность, причем довольно быстро.

  • Устройство, не спеши

    Новые технологии штампуются и выходят на рынок, при этом никого не интересует, будут ли они действительно полезны и поспеют ли за этой гонкой потребители. Почему все забывают про целесообразность? Новые технологии должны оптимизировать и облегчать жизнь и работу, а не усложнять их. Помогать решать проблемы, а не создавать новые.