За безопасность на дорогах России

Русский English

Анализируй это

Автопилот

22.12.2021

Анализируй это

Вадим Мельников, эксперт по стратегическому планированию в области социальной политики, Москва*

Известно, что у айсберга лишь около 10 процентов находится над поверхностью воды, остальная часть скрыта. То же можно сказать и об обеспечении безопасности движения. В повседневной жизни рядовые автомобилисты и пешеходы, как правило, имеют дело с дорогами, знаками, новыми законами, регламентами и правилами, но не догадываются о том, что фундаментом для всех этих решений является статистика.

Именно на основании ее данных Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу, насколько важна борьба с аварийностью для мирового сообщества. Сейчас известно, что 90 процентов всех погибших в ДТП приходится на развивающиеся страны. Что каждый год в мире погибает около 1,3 млн человек, что наносит ущерб экономике стран в размере 3–6 процентов от ВВП, или в 1,85 трлн долларов. Жертвы от дорожных аварий сегодня находятся на восьмом месте в рейтинге причин смертности для людей всех возрастов.

Поэтому так важно говорить об инвестициях в сбор и анализ данных. Нужно пристальнее изучать аварии с высокой тяжестью последствий и происшествия со смертельным исходом. Необходимо привлекать к документированию последствий ДТП врачей. Данные из больниц следует обязательно использовать в дополнение к любым полицейским сведениям о травмах в происшествиях. Более глубокий анализ статистики ГИБДД может выявить глубокие корреляции, а уж если соединить эти цифры с характеристиками дорог, схемами транспортного планирования и другими отраслевыми показателями, то можно выстроить систему предиктивной аналитики, которая будет показывать, что, где и как нужно изменить, чтобы аварий не случалось.

Вышедшее недавно руководство ООН «10 шагов для более безопасной инфраструктуры» содержит рекомендации по созданию Национальной программы оценки дорог – сегодня этим занимается международная ассоциация International Road Assessment Programme (iRAP), также существуют национальные BrazilRAP, ChinaRAP, ThaiRAP и пр. В международной практике уже используется система пятизвездочной оценки дорог – по аналогии с краш-тестами системы Euro NCAP, – где максимальную оценку получают самые безопасные трассы. В России на региональных уровнях сегодня проводятся хакатоны, в том числе и по транспортным вопросам. Почему бы не сделать федеральный хакатон с задачей по созданию масштабной системы сбора и анализа межотраслевых данных по безопасности движения? Помимо практической пользы от подобного мероприятия, можно будет привлечь молодых людей к теме дорожной безопасности и нарастить кадровый потенциал в этой отрасли. Здесь пригодились бы талантливые программисты, владеющие передовыми способами изучения данных, построения моделей и прогнозов.

В 2021 году началось второе десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения, 28 октября ООН выпущен глобальный план для его осуществления. В документе особо подчеркивается, что для снижения аварийности нужно организовать эффективный анализ данных, провести качественные исследования и привлечь высококлассных специалистов. Такая работа должна войти в список основных приоритетов для государств и всех участников процесса – ученых, бизнеса, общественности. Только в этом случае есть шанс, что 90 процентов от айсберга, скрытых сегодня от глаза, постепенно выйдут на поверхность и станут заметными для окружающих.

*Материал подготовлен при участии Елены Борисенко.

Публикации

  • Запчастный случай

    Автопилот (ИД "Коммерсантъ") Весна в этом году началась с новостей о приостановке работы зарубежных автоконцернов в России. Это привело к тому, что перед водителями остро встал вопрос как планового обслуживания, так и восстановления транспорта после ДТП, так как стоимость деталей существенно повысилась и образовался определенный дефицит.

  • Анализируй это

    Известно, что у айсберга лишь около 10 процентов находится над поверхностью воды, остальная часть скрыта. То же можно сказать и об обеспечении безопасности движения. В повседневной жизни рядовые автомобилисты и пешеходы, как правило, имеют дело с дорогами, знаками, новыми законами, регламентами и правилами, но не догадываются о том, что фундаментом для всех этих решений является статистика.

  • Агрегаторы безопасности

    В первые три месяца этого года количество смертей в результате аварий с участием такси в России увеличилось на 20 процентов, сообщал весной в интервью Ъ глава ГИБДД России Михаил Черников. В то же время у отдельных игроков рынка такси основные показатели аварийности упали. Как такое может быть — в одном случае аварийность растет, в другом падает?

  • Вкладывай в людей

    Затраты, способствующие повышению квалификации или развитию способностей, можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Они совершаются с расчетом, что эти вложения будут многократно компенсированы в будущем. В дорожно-транспортной индустрии такого рода инвестиции позволяют снизить аварийность, причем довольно быстро.

  • Устройство, не спеши

    Новые технологии штампуются и выходят на рынок, при этом никого не интересует, будут ли они действительно полезны и поспеют ли за этой гонкой потребители. Почему все забывают про целесообразность? Новые технологии должны оптимизировать и облегчать жизнь и работу, а не усложнять их. Помогать решать проблемы, а не создавать новые.