Рост статистики дорожных происшествий с участием детей-пешеходов и детей-велосипедистов на фоне снижения числа родителей, показывающих детям пример правильного поведения на дорогах, предъявляет новые, повышенные требования к организации обучения нормам дорожной безопасности, сообщили РИА Новости в Госавтоинспекции.
Число ДТП на российских дорогах с участием детей-пешеходов и детей-велосипедистов увеличилось в 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,8% и 1,8% соответственно, заявили в ГИБДД. При этом треть родителей (33%) сообщили, что в условиях плохой видимости не предпринимают никаких мер для того, чтобы обезопасить своего ребенка как пешехода. Примерно столько же (28%) граждан сказали, что не имеют в автомобиле детского удерживающего устройства и не планируют его приобретать. Подавляющее большинство (61%) россиян признаются, что при покупке одежды ребенку не обращают внимания на необходимость поиска моделей со световозвращающими элементами.
Таковы результаты исследования ВЦИОМ, проведенного в апреле 2016 г. в рамках кампании по пропаганде безопасности дорожного движения "Дистанция", реализованной Госавтоинспекцией и Российским союзом автостраховщиков при информационной поддержке экспертного центра "Движение без опасности". В опросе приняли участие более 2 тысяч человек из 40 регионов страны.
Требования к пешеходу растут
Дети школьного возраста, главным образом до 12 лет, представляют одну из самых незащищенных категорий участников дорожного движения. Чаще всего причинами ДТП с участием несовершеннолетних становится их невнимательность, недисциплинированность, незнание или несоблюдение норм безопасности, отмечают эксперты.
"Требования, предъявляемые к участникам дорожного движения, не делают скидку на возраст. Детям приходится ориентироваться во все более сложной дорожной обстановке наравне со взрослыми: они обязаны уметь предвидеть развитие транспортных ситуаций, проявлять максимум внимания и быть предупредительными друг к другу", – сообщил РИА Новости заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Владимир Кузин. Представители ГИБДД подчеркнули, что в условиях растущего пассажиропотока и увеличения интенсивности дорожного движения риск несчастных случаев с детьми на дорогах возрастает, а уровень их знаний в области ПДД не всегда успевает за планкой растущих требований.
Помимо этого и сами ПДД стремительно меняются, уследить за обновлением этого документа трудно даже родителям школьников, полагает президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре. "Не так давно в "Правила…" были внесены изменения, касающиеся перевозки детей, а несколько лет назад претерпел обновление порядок допуска к управлению двухколесным транспортом", – рассказала она РИА Новости. По мнению общественницы, нынешние школьные программы преподавания основ безопасности на дорогах (в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности") существенно "похудели" по сравнению со стандартом советской школы. "К сожалению, в 1990-е годы воспитание детей в этой части было утеряно. Поэтому многие современные родители, лишенные этих знаний в детстве, и не могут научить им своих детей", – предположила собеседница агентства.
Ключ к успеху – системный подход
Силами сотрудников специальных отделов Госавтоинспекции в регионах ведется широкая квалифицированная пропаганда основ безопасного поведения в транспорте и на дорогах. Имеются территории, которые охватывают этой работой каждое учебное заведение. Школьников учат азам функциональной грамотности – умению замечать машину, оценивать скорость и направление ее движения, "читать" разметку на асфальте, дорожные знаки. Однако в ряде густонаселенных регионов специалистов, ведущих эту работу, откровенно не хватает.
Примером успешного решения этой проблемы может послужить опыт Подмосковья, считает известная телеведущая, уполномоченный по правам ребенка в Московской области Оксана Пушкина. "В Подмосковье за дело взялись комплексно: проводятся специальные уроки в школах, компьютеры учеников оснащаются полезными имитационными играми, печатаются школьные дневники и тетради с правилами поведения на проезжей части. Возводятся целые детские городки, где можно обучиться этим правилам, а в детских летних лагерях регулярно проводятся тематические соревнования и викторины", – рассказала она РИА Новости. Эксперт добавила, что в результате проделанных мероприятий в Подмосковье наблюдается поступательное снижение количества дорожных аварий с участием детей.
Внеурочный формат
В сложившейся ситуации обучение детей безопасному поведению на дорогах приобретает особо важное, стратегическое значение, подчеркивают собеседники агентства в Госавтоинспеции. При этом основными звеньями системы формирования у детей необходимых знаний и навыков, по их словам, остаются образовательные организации. Представители ГИБДД допускают, что, приобретая полезные навыки, дети способны оказывать значительное влияние на поведение взрослых водителей на дороге.
С другой стороны, степень загруженности школьников уроками общеизвестна. В связи с этим многие эксперты не спешат поддержать идею введения в школах дополнительных учебных программ по этой теме. Они предлагают сделать упор в данной работе на внеклассные мероприятия – ролевые и ситуационные игры, викторины, конкурсы, олимпиады.
Внеурочный формат мероприятий не снижает степень их популярности в глазах детей, сообщили РИА Новости в Минобрнауки РФ. "Ежегодно при поддержке министерства проводятся профильные смены активистов отрядов юных инспекторов движения во Всероссийских детских центрах, финал Всероссийского конкурса юных инспекторов движения "Безопасное колесо", всероссийский Чемпионат юношеских автомобильных школ по автомногоборью. В сентябре этого года пройдет всероссийская интернет-олимпиада для школьников на знание правил дорожного движения, собравшая в прошлом году более миллиона участников", – рассказали РИА Новости представители Минобрнауки.
Вместе с тем, особого внимания заслуживают социальные кампании, которые на протяжении последних 10 лет проводятся по всей стране. Одна из таких кампаний – "По правилам", была проведена в 2015 году Госавтоинспекцией в рамках ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах". В ходе кампании для малышей из детских садов и младшеклассников проводили игровые занятия, объясняющие правила поведения на дороге. Учащихся старших классов ждал специальный урок ОБЖ о правилах дорожного движения.
В этом году стартовала новая кампания – "Дистанция", реализованная Госавтоинспекцией совместно с РСА при информационной поддержке экспертного центра "Движение без опасности". Главные герои "Дистанции" – персонажи кот Котофот и пес Флик рассказали дошколятам и учащимся начальных классов, что такое "безопасная дистанция", объяснили, как быть заметным на дороге в темное время суток и подарили световозвращающие элементы.
После завершения кампаний все методические материалы размещаются в сети Интернет, чтобы ими мог воспользоваться каждый желающий.
Культура безопасного участия в дорожном движении должна стать частью среды, в которую повседневно погружен ребенок. Такая культура формируется не разовым рассказом педагога, а фактом постоянного присутствия в поле внимания ученика, становясь результатом его неподдельного интереса и активной деятельности. Представители Госавтоинспекции МВД России, федерального образовательного ведомства и экспертного сообщества убеждены, что процесс обучения навыкам дисциплинированного пешехода должен быть целостным, увлекательным и непрерывным.
Источник: РИА Новости