За безопасность на дорогах России

Русский English

Оставьте преподавание ПДД профессионалам

На портале Auto@Mail.ru появился материал «Россияне поддержали введение нового предмета в школах», в котором предлагается ввести урок ПДД в образовательную программу. Инициатива вызвала бурную реакцию общественных организаций, экспертных сообществ и других людей, заинтересованных в детской безопасности на дорогах. Свое мнение высказали и специалисты экспертного центра «Движение без опасности».

Выделение изучения правил дорожного движения в отдельный общеобразовательный предмет – это, конечно, легкое и приятное «решение» проблемы детского дорожно-транспортного травматизма. К сожалению, такой подход, как и любое простое решение, не может сработать эффективно. В первую очередь, появляется вопрос, кто и как будет готовить программу уроков, какие темы там будут освещаться и не будут ли они пересекаться с уже существующей программой ОБЖ, кто будет готовить преподавателей для предмета по правилам дорожного движения, будет ли предполагаться раздаточная продукция в виде световозвращателей в рамках таких уроков, сколько лет будет преподаваться такой урок и как будет выглядеть его эволюция в старших классах.

Кроме того, таких уроков ПДД может быть не более порядка 5-10 – совсем немного. Если в год ограничиться этими часами и больше не говорить о безопасности, то дети быстро забудут все полученные знания, и эффект таких занятий будет стремиться к нулю. Намного результативнее тему безопасности дорожного движения интегрировать в другие предметы – физику, естествознание, ОБЖ, химию, русский язык, историю, математику, алгебру, как уже делается на протяжении последних трех лет силами Госавтоинспекции, Российского союза автостраховщиков и «Движения без опасности» в рамках федеральных социальных программ. Информация, которая преподносится ненавязчиво и, главное, регулярно, запоминается надолго.

Обучение безопасности дорожного движения – это комплексный подход, в котором участвует и семья, и школа, и общество. Его эффективность – в непрерывности, в освещении актуальных для участника дорожного движения тем в зависимости от возраста, увлечений, социального положения. В зависимости от статистики аварийности в конкретном регионе и даже конкретном районе города, от уровня образованности участников дорожного движения, подход к обучению должен меняться, усиливаться те или иные его аспекты.

Российской Госавтоинспекцией, экспертным центром «Движение без опасности» и Российским союзом автостраховщиков разработана модель дополнительного образовательного центра, обучающего детей правилам дорожного движения, который как раз будет учитывать все эти факторы. В перспективе поставлена цель организовать такой центр в каждом регионе России. Опираясь на многосторонний анализ проблемы и успешный опыт прошлых кампаний, была сформирована уникальная методология, в которой проработаны основные ошибки и заблуждения, которые чаще всего приводят к авариям с участием детей: переход дороги в неположенном месте, превышение скорости водителями, невнимательность всех участников дорожного движения, отсутствие взаимопонимания между водителями и пешеходами, пренебрежение средствами пассивной безопасности, в том числе, на двухколесном транспорте.

В рамках нового социального проекта «Сложности перехода», который стартует в ноябре этого года, создание таких центров станет отдельным блоком, а именно будет организовано и осуществлено методическое сопровождение занятий в автогородках на территории всех регионов-участников кампании. Это будут как мобильные, так и стационарные комплексы, включающие в себя интерактивные светофоры, дорожные знаки, детские велосипеды и автомобили. Они позволят развивать культуру дорожного движения с ранних лет, в доступной форме преподносить малышам знания, необходимые для безопасного передвижения по улицам. Организация работы комплексов автогородков является прямым исполнением поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 года № Пр-637ГС.

При разработке кампании по созданию центров было проведено исследование совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения, в рамках которого оказалось, что пятая часть респондентов (19%) поддерживает идею создания дополнительных образовательных центров, обучающих детей правилам дорожного движения. До половины респондентов (44%) считают наиболее привлекательным форматом проведения занятий в информационных центрах по профилактике детской безопасности на дорогах краткосрочные образовательные модули, посвященные изучению определенных тем. Пятая часть опрошенных предпочитают мастер-классы (23%), а также образовательные курсы, охватывающие все темы безопасности дорожного движения (20%).



Образовательные центры возьмут на себя функцию обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на проезжей части. Здесь будут работать специально подготовленные педагоги и профессионалы в области безопасности движения, которые в доступной и интерактивной форме донесут до слушателей знания. В свою очередь, для детей такие занятия будут носить характер развлекательного мероприятия, а потому информация будет усваиваться легче и более эффективно.

События