За безопасность на дорогах России

Русский English

Нелегальные перевозки и тахографический контроль: вопросы безопасности грузопассажирских перевозок обсудили на Транспортной неделе

Состояние грузопассажирских перевозок в России обсудили в рамках Транспортной недели 2016. 1 декабря на площадке форума в «Гостином Дворе» состоялась отраслевая конференция «Практические вопросы по осуществлению пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом: 220-ФЗ, тахографический контроль и СПС». Модератором конференции выступил генеральный директор ФБУ «Росавтотранс» Алексей Двойных.

Началась встреча с обсуждения Федерального закона №220-ФЗ, регламентирующего организацию регулярных пассажирских перевозок. Директор филиала ФБУ «Росавтотранс» в ЦФО Арсен Мартиросянц рассказал о том, как проходит установка и изменение маршрутов и регистрация остановочных пунктов. «Реализация положений 220-ФЗ постепенно приближает нас к формированию цивилизованного рынка межрегиональных пассажирских перевозок, - пояснил Мартиросянц. - Включение действующих маршрутов в реестр проводится с проверкой всех сведений, подаваемых перевозчиками. В состав проверяемой маршрутной сети вводятся маршруты, которые ранее не были зарегистрированы, но перевозка по ним осуществлялась, что уменьшает долю псевдозаказных нелегальных перевозок». Эксперт пояснил, что на сегодняшний день в «Росавтотранс» поступила информация почти о 4000 регулярных межрегиональных автобусных маршрутах, при этом лишь половина из них прошла проверку.

Становлению системы тахографического контроля в России было посвящено выступление эксперта Ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадия Мирошина. Он отметил, что тахография развивается на стыке техники и закона и является профилактической мерой, направленной на предотвращение ДТП. «Страны, которые имеют большой опыт в применении систем тахографического контроля, достигли снижения количества ДТП на 50%», - подчеркнул Мирошин. По словам эксперта, использование тахографа не только способствует снижению аварийности на дорогах, но и позволяет экономить ресурсы перевозчиков, предотвращать профессиональные заболевания водителей, создавать условия равной конкуренции и защищать интересы работников предприятий, занимающихся перевозками.  Однако в России система тахографического контроля пока ещё находится на этапе становления. Первый шаг – оснащение ТС контрольными устройствами – уже сделан, осталось сформировать у водителей и владельцев ТС привычку работать с соблюдением норм и завершить отработку правоприменительной практики.

Тему продолжила заместитель генерального директора по автоматизации транспорта компании «ШТРИХ-М» Валентина Усачева, доклад которой был посвящён практике внедрения и эксплуатации цифровых тахографов. За четыре года производителям тахографов удалось существенно улучшить прибор с технической точки зрения. Благодаря программам калибровки современные тахографы совместимы с любым автомобилем, они больше не реагируют на скачки напряжения в сети, а их энергопотребление значительно уменьшилось. Вместе с тем появилась возможность оснащать тахограф модемом и дополнительными датчиками и передавать данные в онлайн режиме. Например, благодаря встроенному акселерометру можно оценивать ускорение и предупреждать водителя в случае опасной езды, что ещё больше повышает ценность тахографа как средства обеспечения безопасности на дорогах.

Отдельно участники конференции обсудили проблемы перевозки скоропортящихся товаров. Россия входит в число 49 стран, где реализуется Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС). Заместитель генерального директора ФБУ «Росавтотранс» Дмитрий Пегов отметил низкую активность российских перевозчиков в обращении за свидетельствами СПС. По мнению эксперта, проблема кроется не только в нежелании бизнеса быть подконтрольным, но и в сложности самой процедуры. Однако скоро комплект документов для получения свидетельства может быть уменьшен – соответствующие поправки подготовил Минтранс. Также будет увеличен и контроль за перевозчиками, в настоящее же время в нашей стране работает одна испытательная станция и 13 пунктов для проверки эффективности термического оборудования.

Заключительный доклад был посвящён инновационному методу контроля за безопасностью на грузопассажирском транспорте - системе анализа стиля вождения водителей пассажирского транспорта и предотвращения ДТП. Перед участниками выступил директор по развитию бизнеса компании-разработчика телематических систем «АО – Группа Т-1» Игорь Хереш. Он рассказал о факторах оценки стиля вождения, среди которых скорость занимает далеко не первое место. «Система анализирует разгон и торможение, резкие повороты, превышение скорости, выявляет продолжительность этих нарушений, анализирует место, где это происходило, погодные условия и время суток, а затем выдаёт скоринговый балл», – рассказал Хереш. Ещё одна немаловажная функция –можно получить подробности ДТП, определить виновника и объём повреждений. Некоторые российские перевозчики уже активно применяют эту систему и выстраивают с её помощью систему мотивации водителей.

От обзора инноваций участники конференции перешли к дискуссии. Участие в обсуждениях на поднятые докладчиками темы приняли представители «Росавтотранса», руководители региональных и муниципальных органов власти, сотрудники транспортных предприятий, представители бизнеса, экспертных сообществ и общественных организаций.

Руководитель проектов экспертного центра «Движение без опасности» Максим Данилин поднял вопрос о необходимости расширить полномочия инспекторов в отношении водителей, несоблюдающих режим труда и отдыха. «К сожалению, инспектор не имеет полномочий запретить движение транспортного средства и поставить его на штрафстоянку, даже если водитель превысил время работы более чем на 6-8 часов», - подчеркнул Данилин. Участники круглого стола согласились с необходимостью проработки данного вопроса на более высоком уровне и дальнейшем внесении соответствующих изменений в российское законодательство.

События