За безопасность на дорогах России

Русский English

Новогодний вояж с детьми

Новый год – это праздник семейный. И многие семьи уже распланировали свои новогодние каникулы. Для тех, кто собирается на праздниках попутешествовать с детьми, экспертный центр «Движение без опасности» подготовил несколько полезных рекомендаций.

Итак, если мы говорим о путешествии зимой, то первое, что нужно сделать, это позаботиться о безопасности детей. Детям находиться в одной позе в автомобиле, независимо от возраста, намного тяжелее, чем взрослым. Обязательно настанет момент, когда ребенок начнет ерзать и отвлекать вас от дороги. Практика показывает, что ребенок в возрасте 4-7 лет может усидеть в автокресле без каких-либо вмешательств не более 2-х часов. С маленьким же ребенком, до 4 лет, ситуация еще хуже: с ним дольше часа без остановки ехать вообще нельзя. Позаботьтесь, чтобы в салоне вашего авто были игрушки (например, Tiny Love на специальном крючке, который легко крепится к переднему сиденью), или фигурки киндер, какие-нибудь наборы (парикмахера, повара), или книги, в общем, что-нибудь, что в момент Х поможет вам спокойно довести машину до пункта отдыха, где можно будет выйти из машины.

Еще сложнее ситуация с грудничками. Ни одна мама не сможет не обернуться в момент, когда ребенок закричит. Когда ребенок молчит – не обернуться она тоже не может. А теперь представим, что мама – за рулем… В этой ситуации должно работать правило: «Сначала обеспечьте свою безопасность, потом займитесь ребенком: остановитесь и посмотрите, все ли в порядке». К сожалению, в России это правило часто не работает. Мама полностью переключает свое внимание на ребенка, а автомобиль продолжает движение… Поэтому, чтобы избежать беды, в первую очередь спланируйте время поездки: не выбирайте время движения в часы пик. Делайте регулярные остановки: на «погулять», на туалет и так далее.

Если вы рассчитываете на то, что ребенок во время движения поспит, то это – миф. У любой работающей машины есть определенный тип вибрации. На взрослого в момент усталости он может действовать как убаюкивающий фактор: одна и та же картинка, одна и та же температура, одна и та же вибрация. На ребенка эти же условия действуют как раздражители: ему некомфортно в вибрирующей машине. И даже если он уснет, то ожидать, что ребенок от этого сна выспится, совершенно не стоит. Наоборот, он может стать капризным, раздраженным и заставит вас нервничать и отвлекаться от дороги.

Следующий момент. Если так сложились обстоятельства, что за рулем едет один взрослый с детьми, то обязательно нужно позвонить кому-то в той точке, куда вы едете. Сообщите, в какое время вы выехали, в какое время вы примерно планируете приехать. Проложите в навигаторе маршрут. Навигатор никогда точно не прокладывает, но плюс-минус полчаса предположить получится. Если едете далеко, особенно с маленькими детьми, договоритесь о том, что раз в час вы будете выходить на связь. Вы будете останавливаться и звонить: «у меня все в порядке». И, внимание! Договоритесь о действиях, которые должна предпринять вторая сторона, если почему-то вы не позвонили в установленный час. Договоритесь, сколько ждать звонка, кому позвонить в случае нештатной ситуации и т.п.

Перед выездом обязательно проверьте связь: наличие телефона, наличие денег на телефоне, наличие зарядки в машине и в телефоне (потому что телефон сейчас – он же навигатор, заряд батареи уходит быстро). Если мы едем дальше, чем на 20 километров, стоит заранее посмотреть маршрут и отметить хорошие заправки. У «BP», у «Shell» и «Газпрома» всегда есть на территории магазин и туалет, поэтому здесь можно отдохнуть и перекусить.

Не стоит ездить в ночное время. Конечно, с одной стороны, ребенок спит, это плюс. Но, с другой стороны, взрослые тоже спят. Вопрос биоритмов никто не отменял. Если же вы рискуете и едете в темное время суток (настоятельно рекомендуем этого не делать!), договоритесь с попутчиками, что на переднем сиденье никто не спит. Спящий рядом очень плохо влияет на того, кто едет за рулем. Это важный нюанс. Кстати, в борьбе с усталостью бесполезно использовать энергетики, жвачки и тем более курить. Лучше минут 20 поспите. Энергетик работает по следующему принципу: содержимое банки открывает путь к внутренним резервам организма. Иными словами – сам напиток не дает человеку энергию, а высасывает ее из запасных ресурсов, которые отложены организмом «на черный день». Выпивая энергетик, вы берете энергию у себя взаймы. А долг, разумеется, рано или поздно вам придется вернуть. Расплачиваться же вы будете усталостью, бессонницей и депрессией. По поводу кофе – все то же самое. Еще раз: если вы чувствуете, что засыпаете, остановитесь и поспите. Но только не у дороги. Спите на заправках или на специальных стоянках.

Прихватите с собой теплые вещи. Не надевайте их на себя сразу, а просто возьмите с собой. Если ехать далеко, а машина по каким-либо причинам встала, первое, что нужно сделать, это, опять же, позаботиться о себе. Как можно реже открывайте двери и окна. У машины достаточно высокий уровень теплостойкости, то есть она отдает тепло, но при закрытых дверях она делает это медленно. Если прогретую машину заглушить, в ней еще минут 30-40 будет комфортная температура. Хорошо если в бардачке будет противопожарное одеяло. Оно, с одной стороны, теплоотражающее, с другой – теплозащитное. На нем даже переносить людей можно: оно очень плотное. При незапланированной остановке им можно укрыться и сохранить тепло дольше. Но накрываться стоит не тогда, когда стало холодно, а когда остановка только-только произошла. Также всегда имейте с собой небольшой запас еды: средства для кормления ребенка, какие-то сушки, можно положить банку тушенки.

Нож, лопата – должны быть всегда с собой. И газеты. Обычные старые газеты. Положите их в багажник, и они когда-нибудь сослужат вам хорошую службу. В остановленной машине, когда снаружи холодно, а внутри тепло, на окнах образуется испарина. На эту испарину можно приклеить газету. Она примерзнет к стеклу и будет сохранять тепло, не давая стеклу, которое очень быстро реагирует на минусовую температуру, увеличивать скорость остывания салона. Газеты также можно использовать как стельки, надев их под носки. Правда, для тела, все-таки, более эффективным будет полиэтилен. Но его следует надевать только когда человеку еще тепло! Если надеть полиэтилен на холодные ноги, он не то что не поможет, а усугубит ситуацию. Запомните: первое, что остывает у человека, это ноги. Сохраняя тепло в ногах и в голове, вы сохраняете возможность жизнедеятельности.

Современная машина устроена так, что лезть к ней под капот совершенно бесполезно. Если там что-то сломалось, кроме хорошего автосервиса или дилера, вам помочь никто не сможет. Итак, в случае поломки нужно вспомнить две вещи. Первое – телефон дилера (или контакты по программе помощи на дороге). И второе – телефоны экстренных служб эвакуации. Если ни того, ни другого нет под рукой, то телефон на все случаи жизни – 112.

В любой нештатной ситуации, нужно кому-то о ней сообщить! Что говорить в трубку? Во-первых, обозначьте факт, что есть проблемы с машиной (не вдаваясь особо в подробности), во-вторых, сообщите, где вы находитесь (хотя бы приблизительно). Идеально будет, если вы укажете координаты (современные навигаторы позволяют узнать эту информацию). Отослать эти координаты следует как минимум двоим людям. Если же вы с грудным ребенком, не тяните, вызывайте службу спасения. Ни мужа, ни жену, ни других родственников! У служб спасения всегда организовано дежурство на трассе. Они приедут быстрее, чем кто-либо другой.

Если машина хоть как-то едет, дотяните до заправки. Если машина начала ломаться, ее все равно придется чинить. Расставьте правильно приоритеты. Дотянув до заправки, вы будете в тепле, с телефоном, со светом и с доступом к еде. Оставшись на трассе с полуживой машиной, вы замерзнете и сами останетесь в полуживом состоянии.

Перед выездом нужно обязательно заправиться, потому что случаи бывают разные: может случиться так, что на протяжении всей дороги, от пункта А до пункта В, вам не встретится ни одной заправки. И, да, перед планированием дальних поездок, свозите свое авто в автосервис. Если есть какая-то явная неисправность, специалисты ее обязательно увидят.

Купите в салон хорошую зажигалку. Если ситуация станет критической, с ее помощью вы сможете распалить запаску. Обычной зажигалкой этого не сделать. Бензином, например, из «зиповской» зажигалки можно облить край запаски и кинуть саму зажигалку в колесо. Это будет источник долговременного тепла. Очень вредного тепла, очень плохо пахнущего, но тепла! Как говорится, в безвыходной ситуации, любой вариант – вариант. Колесо активно горит в районе часа. Этого должно хватить, чтобы дождаться помощи.

Про одежду для детей. Чем плотнее прилегают к телу ребенка ремни безопасности, тем лучше. Это правило не относится к грудным детям! Между грудью ребенка в люльке и ремнем безопасности должна проходить ладонь (чтобы грудная клетка могла свободно двигаться и дышать). В противном случае, при ударе, ремень может перекрыть кислород. Во всех остальных случаях ремни должны затягиваться максимально.

И последнее, о чем бы хотелось сказать: не перевозите детей зимой более, чем на 200 км. Это утомительно, это нарушает режим и даже может навредить здоровью. Заботьтесь о своей безопасности и помните, что любой хороший вояж – это хорошо спланированный вояж. Хороших вам каникул!

События