За безопасность на дорогах России

Русский English

Секундное забытьё. Чем опасен на дороге уставший водитель?

Аварии, в которых виновником оказывается уставший водитель, сегодня на дорогах России не редкость. Причём зачастую их результатом становится большое количество жертв.

«Водитель уснул за рулём». Такую формулировку при описании различных ДТП стали использовать всё чаще. При этом официальной статистики о том, сколько именно аварий произошло по вине уставших водителей, до сих пор не ведётся. По негласной же статистике они становятся причиной ДТП в каждом пятом случае. Нередко медики говорят, что состояние усталости сказывается на водителе, как и состояние опьянения. Почему же так опасно выезжать на дорогу невыспавшимся — рассказывают эксперты.

Схожий эффект с опьянением

Врачи говорят, что, если человек недосыпает, у него начинают развиваться в нервной системе процессы, идентичные тем, что происходят у пьяного человека. «Состояние сильно уставшего человека и человека, который находится под воздействием алкогольных веществ, различны по происхождению, но в результате дают схожие эффекты», — говорит заслуженный врач РФ, член Президиума Всероссийского общества неврологов Татьяна Батышева.

Алкоголь непосредственно воздействует на работу центров головного мозга, которые осуществляют регуляцию тонуса сосудов, меняет вегетативные реакции, к примеру, он может стать причиной увеличения частоты пульса, изменения давления и лёгочной вентиляции. При этом наиболее чувствительным к спирту, содержащемуся в алкоголе, оказывается мозжечок: он ответственен за контроль над двигательной сферой. В результате у человека нарушается координация движений, снижается мышечный тонус, ухудшается равновесие положения тела в статике и динамике.

«Для переутомления также характерно нарушение регуляторной функции ЦНС, координации двигательной и вегетативной функции. В результате у человека ощутимо снижается способность сознательно контролировать свои движения. Ощущается резкий упадок сил, одышка, сердцебиение», — отмечает Татьяна Батышева.

Такие состояния в анамнезе, составленном неврологом, будут описаны так: «целенаправленное внимание неустойчиво». И это повышает риск для человека за рулём. Нередки случаи, когда уставший водитель отключается лишь на несколько секунд. Такой сон и сном-то назвать нельзя, но всё равно потеря внимания и концентрации налицо. При этом сам водитель даже не понимает, что некоторое время автомобиль управлялся бесконтрольно. То есть он не ощущает момента засыпания и не понимает, что только что проснулся: у себя в голове он все время бодрствовал.

Потеря реакции

Стостояния утомлённости водителя и его опьянения описаны в правилах дорожного движения в одном абзаце. И это не просто так. Ведь для дорожной ситуации крайне важно, какой концентрацией обладает водитель. На дороге обстановка может поменяться буквально в любую секунду.

«Когда человек в опьянении, у него идёт очень серьёзная заторможенность. И точно такая же заторможенность (вплоть до полной потери сознания), когда человек находится в утомлённом состоянии. Для оценки утомлённого состояния может применяться тахограф. Если водитель находится восемь часов в режиме движения без осуществления перерыва, он по физиологическим параметрам организма будет находиться в утомлённом состоянии. Если же он придерживается определённого графика, когда он едет четыре с половиной часа, потом 45 минут отдыхает, потом ещё четыре часа едет и так далее... В этом случае у него сохраняется та реакция, которая нужна для контроля безопасности», — говорит эксперт ассоциации «РусТахоКонтроль» Геннадий Митрошин.

Издание "Аргументы и факты"

События