До настоящего времени не угасают споры о том, нужна ли калибровочная табличка для тахографов, или нет. Действительно, приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 470 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36», не регламентирует наличие данного инструмента. В связи с этим большое количество мастерских игнорируют установку калибровочной таблички после проведения манипуляций с тахографом. Нужно заметить, что эти предприниматели намеренно, или по незнанию игнорируют факт наличия другого документа – Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53831-2010 «Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке». Данный ГОСТ никто не отменял, и он регламентирует технические требования к самому процессу установки, обратим на это особое внимание, тахографа. И в этом документе упоминается калибровочная табличка как обязательный элемент установки тахографа.
Так всё же, нужна эта табличка или нет?
Обосновать необходимость этого элемента несложно. Первое, что мы можем видеть на наклейке, это перечень коэффициентов с буквенными индексами: W, K и L. Под ‘W’ подразумевается характеристический коэффициент транспортного средства, т.е. количество импульсов, которые поступают от датчика движения при пробеге в 1 километр. На табличке он записывается как imp/m (имп/км). Эта информация позволяет вычислить количество импульсов, переданных тахографу от вторичного вала коробки передач (или оси) за всё время движения. ‘K’ – это так называемая «константа тахографа»: величина сигнала, получаемая тахографом от вторичного вала коробки передач, при пробеге авто одного километра. Она также выражается в импульсах на километр. Для цифровых тахографов, константа тахографа равна характеристическому коэффициенту транспортного средства (W=K). Все эти индексы выставляются в момент поверки тахографа в мастерской, и в случае внезапной поломки прибора, с помощью этих занесённых на табличку данных, тахограф можно быстро перенастроить, не прибегая к повторным замерам. Кроме того, сверяясь со значениями W и K в калибровочной табличке, можно легко определить, не было ли постороннего вмешательства в прибор или попыток «обмана» путём внесения других данных. Последняя процедура будет актуальна, например, при расследовании резонансного ДТП.
Коэффициент L – это размер шин, установленных на машину. При проверке автомобиля инспектор может произвести проверочный замер фактически установленной на нём резины, которая напрямую связана со скоростью движения ТС. Замеры и информация на калибровочной табличке должны совпадать. В противном случае показатели тахографа будут неверными, и прибор не сможет качественно осуществлять контроль режима труда и отдыха водителя. В случае несоответствия коэффициента L и замера инспектора, ПДД предусматривает штраф в размере от 1000 до 3000 рублей для водителя и от 5000 до 10000 рублей для должностного лица. При этом инспектор должен объяснить владельцу ТС, что любая замена шин (в том числе и сезонная смена резины) является обязательной причиной для проведения внеочередной поверки тахографа.
Кроме коэффициентов, в калибровочной наклейке есть идентификационный номер транспортного средства (VIN), серийный номер тахографа, наименование и адрес юридического лица (или ИП), производившего установку контрольного устройства, и дата последней поверки.
Материал, из которого изготовлена калибровочная наклейка, имеет специальный состав, который не позволяет удалить её с поверхности без разрушения надписи. Это является гарантом актуальности нанесённых на неё данных. Устанавливаться наклейка, согласно Приказу Минтранса РФ от 14 декабря 2011 г. №319, должна в доступном месте: обычно – на двери или деталях автомобиля со стороны водителя. Нужно это для того, чтобы проверяющий, не прибегая к досмотру автомобиля (не проникая внутрь салона, т.к. на это имеет право не каждый инспектор), мог точно и быстро выяснить:
- работает ли тахограф,
- законно ли он установлен,
- правильные ли замеры осуществляет устройство.
Для автомашины с тахографом калибровочная табличка была своеобразным паспортом, который сейчас подменяется кипой сопроводительных бумаг, в которых зачастую бывает сложно разобраться даже эксперту в области тахографии, не то что сотруднику Госавтоинспекции. Более того, по закону эту кипу бумаг водитель не обязан с собой возить! Таким образом, получается, что отмена паспорта – калибровочной наклейки – это очередная лазейка для нелегального бизнеса, подпольный рынок, который не только мешает здоровой конкуренции тахографического сегмента, но и подвергает серьёзной опасности владельца транспортного средства, водителя и других участников дорожного движения, которые могут пострадать от неслаженных действий уставшего за рулём человека.
Тахограф был создан для положительных изменений в статистике ДТП с грузопассажирским транспортом. В Европе это устройство уже оправдало себя, и апробация её в России на сегодняшний день также даёт положительную динамику. Но важнейшей составляющей внедрения автоматического контроля режима труда и отдыха водителя является не только качественное оборудование и его своевременная поверка, но и грамотный контроль за исполнением предписаний: по удобной схеме, в которую, в частности, входит и калибровочная табличка.