О центрах по профилактике детского травматизма в России, об опыте разработки и внедрения методики проведения информационно-просветительских мероприятий с различными возрастными группами детей, рассказала на конференции «Психология дорожного движения: вопросы теории и практики» аналитик экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко. Мероприятие состоялось 26 мая в Московском государственном психолого-педагогическом университете.
На встрече присутствовали представители Министерства образования, Министерства транспорта, научно-исследовательских центров проблем безопасности дорожного движения, Министерства внутренних дел России и общественных организаций. Главной задачей мероприятия стало обсуждение опыта в области психологии дорожного движения, в частности, на примерах работ зарубежных экспертов-практиков. На конференции говорилось об эффективных практиках работы с различными типами правонарушений в дорожно-транспортной среде, психологической диагностике и оценках пригодности водителей, а также консолидации отечественных специалистов, работающих в направлении безопасности дорожного движения.
Открыл конференцию д-р Дон Милтон Де Вол (Dr. Don Milton DeVol), руководитель института транспортной безопасности в компании «ТЮВ Тюринген Фарцойг ГмбХ & Ко. КГ» в Германии (head of the “Institut für Verkehrssicherheit”, TÜV Thüringen Fahrzeug GmbH & Co. KG). Он рассказал о практике альянса и высказал мнение, что в мире необходимо усилить влияние психологии дорожного движения в области безопасности дорожного движения. Г-на Де Вола поддержала его коллега д-р Карин Мюллер (Dr. Karin Müller), руководитель отдела «Человек и здоровье» в компании «ДЕКРА Аутомобиль ГмбХ» в Германии (Leiterin des Fachbereiches "Mensch und Gesundheit bei DEKRA Automobil GmbH): «Распространение знаний о транспортной психологии в Европе становится всё более необходимым. Европейские нормы набирают всё большую важность для национального законодательства и сегодня мы считаем, что транспортная психология нуждается в признании её как научно обоснованного раздела в системе транспортной безопасности. Кроме того, миру необходимо введение количественных психологических показателей, например, в области оценки или восстановления, организации связей между странами-членами ЕС и между различными организациями, обеспечивающими транспортную безопасность, и конечно, очень важно содействовать единомышленникам в проведении образовательных и исследовательских мероприятий в области транспортной психологии на международном уровне», – сказала Мюллер.
Много внимания уделялось актуальной для России проблеме – борьбе с управлением транспортными средствами водителями, находящимися в алкогольном или наркотическом опьянении. На эту тему говорили помощник по правовой работе Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения МВД России Кирилл Баканов, генеральный директор ООО «ДТП-Нет» Татьяна Бибикова, координатор международного проекта «Автотрезвость» Маргарита Плотникова, старший научный сотрудник Национального научного центра наркологии – филиала ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России Александр Бурцев и другие. Были подняты вопросы статистики, которая в 2016 году дала положительную динамику и вопросы решения сложившихся ситуаций. Докладчикам неоднократно задавали вопросы о целесообразности принудительного лечения нарушителей и проведения с ними профилактических работ. Мнения по этой практике оказались резонансными.
Елена Борисенко, аналитик экспертного центра «Движение без опасности», коснулась не менее острой темы – профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Она напомнила участникам конференции о том, что с 2006 года в России наблюдается снижение числа ДТП с участием детей до 16 лет, однако, абсолютные цифры говорят о том, что число ДТП продолжает оставаться крайне высоким. «Совместно с РСА и Госавтоинспекцией мы разработали программу, нацеленную на снижение детского травматизма в результате ДТП, – «Лаборатория безопасности». Это так называемые «Автогородки» – центры, где дети учатся дорожному этикету, правилам дорожного движения и коммуникации на дороге. С этой программой мы ездим по разным регионам страны и закрепляем за отдельно взятой образовательной организацией право на статус «Лаборатория безопасности», предварительно обеспечив её всеми необходимыми научно-практическими материалами». Программа получила всеобщее одобрение, и многие уточняющие вопросы были вынесены на время неформального общения.
На конференции также выступали представители из Нидерландов, Бельгии, Венгрии, Великобритании, Чехии, Словакии, Португалии и Эстонии. В заключение мероприятия участники выразили надежду, что Международной научно-практической конференции «Психология дорожного движения: вопросы теории и практики» приобретёт статус традиционной, продолжив начатую работу в следующем году.