За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2016 г. на дорогах России погибло 20 308 человек

Заказной автобус. Как правильно организовать поездку детской группы?

Под Иркутском в очередное ДТП попал автобус, который вёз артистов детского ансамбля. Только чудом в этот раз обошлось без жертв. Летом сообщения о ДТП с «детскими автобусами» приходят чаще: на каникулах ребят отправляют в  лагеря, на экскурсии - всячески стараются занять их досуг. Безопасность этих путешествий зависит от того, соблюдают ли взрослые элементарные правила при организации поездок групп детей.

Почему жёсткие требования?

Как правило, самый распространённый транспорт детских летних путешествий - автобус. На экскурсии, спортивные соревнования, в лагеря отдыха и т. д. ребят везут организованными группами именно на них. Организованная группа - это 8 и более детей. Отправлять её надо автобусом, соответствующим регламенту, который описан в Правилах организованной перевозки. 

Последние изменения в документ внесли в декабре 2016 г., после жуткой трагедии, когда в аварии под Ханты-Мансийском погибли 10 детей и ещё 16 по­страдали. В автобусе находилась команда по спортивной акробатике, которая возвращалась с соревнований. Следователи установили, что директор школы не направил в ГИБДД уведомление о групповой перевозке детей, что требуется по закону. И автобус числился рейсовым. К нарушениям прибавилась плохая погода, всё это в совокупности привело к трагедии.

Чтобы свести риск к минимуму, требования к перевозкам детей всё время совершенствуются. Но вот потенциальные организаторы таких перевозок постоянно жалуются, что требования эти слишком жёсткие, особенно в летний период, когда количество детских поездок возрастает в разы, и соблюдать их сложно. Стонут директора школ, туроператоры, представители региональных властей. Да и перевозчики, которые не в состоянии соответствовать всем требованиям, ропщут, что закон слишком суров. 

На самом деле эти правила просты и понятны. Если в­овремя оформить все документы, проверить техническое состояние автобусов и не экономить на водителях-профессионалах, путешествие ребят будет не только приятным, но и безопасным.

Где узнать все правила?

«Для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие документов (см. «Кстати») и обязательно маршрутной карты, - пояснил «АиФ» первый заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-лейтенант полиции Владимир Швецов. - В программе маршрута должен быть график движения с расчётным временем в пути, места и время остановок для отдыха. Необходимо определиться с количеством автобусов. Если их будет 1 или 2, то уведомление в Госавтоинспекцию можно отправить не позднее чем за 2 дня до поездки. А если 3 и более, то заявка на сопровождение подаётся не менее чем за 10 суток. Есть свои нюансы, если предполагается перевозка детей между разными регионами. Поэтому лучше всего организаторам поездки зайти на сайт Госавтоинспекции, где подробнейшим образом прописана вся процедура организации перевозки групп детей. Там есть простая и понятная пошаговая инструкция».

Автобусы с детьми в обязательном порядке сопровождаются сотрудниками Госавтоинспекции, только если они передвигаются в колонне, состоящей из 3 и более транспортных средств. Но при любой организованной перевозке группы детей необходимо взять в ГИБДД разрешение на их перевозку. В уведомлении о предстоящей поездке должны быть указаны сведения о компании, которая организует перевозку, дата поезд­ки, маршрут, количество детей с указанием их возраста, марка автобуса и его государственный номер, ФИО сопровождающих лиц. На документе должно стоять уведомление от ГИБДД, что они осведомлены и не препят­ствуют перевозке детей. 

На чём отправлять и кто за рулём?

С 2015 г. в правила перевозки групп детей внесён пункт, определяющий требования к водителям автобусов. Водители будут допущены к перевозке детей, если у них есть водительское удостоверение с открытой категорией «D», стаж управления автобусом - не менее 1 года из последних 3 лет, а также отсутствуют административные правонарушения в течение года и не было лишения прав. Все водители обязаны проходить предрейсовый инструктаж по безопасной перевозке детей и предрейсовый медосмотр. Правила прохождения регламентированы Мин­трансом и Минздравом. 

Обязательное прохождение технического осмотра каждые 6 месяцев и наличие диагностической карты, подтверждающей исправность транспортного средства. В каждом автобусе должен быть установлен тахограф, осуществляющий контроль за скоростью передвижения транспортного средства, режимом труда и отдыха водителя. Также должна быть установлена спутниковая навигационная система ГЛОНАСС для возможности определения местонахождения автобуса. Кроме того, во всех без исключения автобусах, которые возят детские группы, сиденья должны быть оборудованы штатными ремнями безопасности. 

Давно идут споры о возрасте автобусов для перевозки дет­ских групп. Планировалось, что с 1 июля 2017 г. вступит в силу закон о том, что автобусы для таких перевозок не должны быть старше 10 лет. Но, похоже, сроки вступления этого правила в действие перенесут в 5-й раз! По крайней мере, директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Мин­транса РФ Алексей Бакирей недавно сообщил, что на заседании правительства опять обсуждали этот вопрос. Окончательное решение пока не принято. 

Сколько в пути?

С 2015 г. в правила перевозки был введён пункт о том, что если детская группа находится в пути более 12 часов (а это значит уже междугороднее сообщение), то в автобусе обязательно должен находиться медработник. При этом не следует забывать, что все сопровождающие - родители, учителя, представители турфирм или вожатые - должны быть внесены в утверждённый список. Всего таких сопровождающих должно быть не меньше 2 человек: по одному у каждой двери автобуса. А посторонних людей быть в автобусе не должно! 

С 23 часов до 6 часов детей допустимо везти только к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них. При этом ночью максимальное расстояние для детских поездок - 100 км. Также не будет нарушением, если после 23 часов группу детей всё-таки доставят до места, если произошла задержка на маршруте и автобус отклонился от графика.

Кстати, возраст детей-пассажиров в документах - не простая формальность. Согласно правилам, если в группе есть дети до 7 лет, время в пути не должно превышать 4 часов. 

И ещё одно не самое важное для безопасности, но необходимое требование. Если детей планируют везти более 3 часов, в автобусе должны быть предусмотрены сухие пайки и бутилированная вода. Содержание продуктовых наборов утверждено Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей. Например, можно взять яблоки, сок, орехи, кукурузные палочки и даже конфеты. Вот только карамель, даже леденцовая, под запретом. Естественно, надо проследить, чтобы всё в сухом пайке было в упаковках и с неистекшим сроком годности.

Бдительность родителей

«Перевозки групп детей - это одна из тем, которая нормально отрегулирована, - полагает заведующий кафедрой «Автомобильные перевозки» МАДИ, член Общественного совета Минтранса Норайр Блудян. - Однако, на мой взгляд, проблема в невыполнении существующих правил перевозчиками, которые находят лазейки и не выполняют предрейсовый контроль, не следят за техническим состоянием автобусов и др. Необходимо создать такие условия, в которых перевозчики просто не смогут безответственно относиться к своим обязанностям и соблюдению правил». 

Понятно, что чиновники и Госавтоинспекция контролируют процесс соблюдения всех формальностей, но и родителям расслабляться не стоит. «Перед тем как отправлять ребёнка, например, в лагерь, нужно узнать, кто является организатором этой перевозки и где фрахтовалось транспортное средство. Понимая, что мы все являемся просто родителями, а не специалистами в области безопасности, первое, что нужно сделать, когда ты бронируешь путёвку, - поговорить с организаторами, каким образом будет осуществляться транспортировка, какой транспортной компании принадлежит автобус и т. д. А потом не полениться поискать отзывы об этой компании, благо у всех есть Интернет, - рассказала «АиФ» президент центра «Движение без опасности» Наталья Агре. - А когда вы приводите ребёнка на место отправления, нужно беглым взглядом осмотреть автобус  - выглядит ли он хотя бы снаружи как надёжный. Посмотреть на водителя. Я понимаю, что это обывательские советы, но, если вы подходите к автобусу, а у него отваливаются бамперы и так же «несвеж» водитель, стоит 10 раз подумать, отправлять ли ребёнка в таком транспортном средстве».

За несоблюдение правил перевозки детских групп предусмотрен административный штраф от 3 до 200 тыс. руб. Водитель в отдельных случаях может быть даже лишён прав. Но, согласитесь, ни одно административное наказание не компенсирует последствий, если случится ДТП. Поэтому лучше всё-таки заранее позаботиться о безопасности детей.

Кстати
При организации перевозки группы детей необходимо подготовить такую документацию. ■ Договор перевозки, подписанный заказчиком и транспортной компанией. ■ Договор с медицинским работником о сопровождении группы детей (если движение колонны продлится более 12 часов). ■ Копию разрешений на перевозку детей. ■ Копию заявки на сопровождение или уведомления из ГИБДД. ■ Список сопровождающих лиц с указанием ФИО, паспортных данных и номеров телефонов. ■ Список перевозимых детей. ■ Перечень продуктов питания, находящихся в автобусе. ■ Информацию о водителях (ФИО, номера водительских удостоверений, контакты). ■ Документ о посадке с указанием места для каждого ребёнка. ■ Программа маршрута. Указывая маршрут путешествия, необходимо отметить: ■ График путешествия с обозначением времени движения. ■ Места плановых остановок для отдыха, еды и посещения экскурсий (с указанием организаций, гостиниц). ■ Даты и время остановок для удовлетворения физиологических нужд пассажиров.

Источник: АиФ

События