Президент РФ Владимир Путин 19 июля провёл совещание с членами Правительства, на котором в рамках обсуждения безопасности дорожного движения была затронута тема тахографии. Министр транспорта Максим Соколов констатировал, что многие ДТП в нашей стране происходят по причине усталости водителя – его засыпания за рулём или отвлечения внимания. По словам министра, в первой половине 2017 года аварийность на автотранспорте увеличилась почти в полтора раза по отношению к 2016 году.
Он также напомнил, что во исполнение поручения, данного президентом на Госсовете в марте 2016 г., Минтранс подготовил федеральный закон, вносящий изменения в закон о безопасности дорожного движения, где были установлены единые требования по обеспечению безопасности перевозок, предъявляемые к коммерческим перевозчикам. В нём выравниваются требования для юридических лиц и для физических лиц в части установления тахографов на транспортные средства. «Сегодня если автобус принадлежит физическому лицу, – пояснил М. Соколов, – то необязательно устанавливать на него тахограф в связи с тем, что не возникает вопросов режима труда и отдыха. Но нам кажется это необоснованным, потому что от этого зависит безопасность пассажиров, и нет разницы, какой автобус попадает в ДТП, принадлежащий физическому лицу или юридическому лицу, то есть организации». Соколов также попросил Владимира Путина дать отдельное поручение, чтобы второе и третье чтения состоялись «как можно скорее», чтобы законопроект получил, наконец, статус закона и дал Минтрансу рычаги воздействия на сложившуюся ситуацию в сегменте ДТП с участием коммерческого транспорта.
Напомним, что вопрос уравнивания ответственности для физических и юридических лиц, осуществляющих перевозки, уже давно поднимался в кругу чиновников и общественников. В частности, много раз на проблему обращали внимание на заседаниях Общественного совета Минтранса. «Введение такой меры позволит снизить число ДТП с участием грузового и пассажирского транспорта, – уверена заместитель председателя Общественного совета Минтранса, президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. – Многие юрлица сегодня регистрируют свои ТС на частников, а это создаёт массу нарушений не только в области ПДД, но и, например, антимонопольного законодательства. Введением регулирующего закона мы решим многие проблемы, но, главное, конечно, мы получим право для контроля всех без исключения перевозок».
Внимание к проблеме на совещании также поддержал первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции Александр Горовой. Он сказал, что из семи последних происшествий с участием автобусов в четырёх водители уснули за рулём. «Я не анонсирую и не опережаю выводы следствия, – пояснил чиновник, – это предварительная картина, которую мы увидели на местах происшествия. Вторая цифра: из 115 погибших пассажиров по вине водителей автобусов 39 погибло именно в тот момент, когда, на наш взгляд, водители уснули».
Владимир Путин обратил внимание на стоимость внедрения «различных приборов, которые контролируют физическое состояние водителей», но согласился, что «надо идти по этому пути». Министр транспорта высказал готовность разработать соответствующую необходимую нормативную базу, обязывающую внедрять такие средства как тахографы всем, кто осуществляет коммерческие перевозки пассажиров.