За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2016 г. на дорогах России погибло 20 308 человек

Правила для двухколёсных. Как должны ездить по городу сегвеи и велосипеды?

С приходом лета на улицах города появляется всё больше мотоциклов, мопедов, скутеров, велосипедов и прочих чудо-колёс (гиро­скутеров, моноколёс, сегвеев). Но многие забывают об элементарных правилах без­опасности на дороге.

«Пешеходы» на колёсах

Всех поклонников двухколёсного транспорта можно условно разделить на две категории. Первые - владельцы мощных «коней», которым для выезда на дорогу необходимо получать права, досконально знать и соблюдать ПДД. Вторые - это те, кто, даже катаясь на двух колёсах, по закону остаётся пешеходом и по большому счёту должен соблюдать только элементарные правила безопасности, которые прописаны в 4-й главе ПДД «Обязанности пешеходов».

Сегодня большой популярностью пользуются модные сегвеи (два колеса, для управления которыми используется руль), гироскутеры (два колеса без руля, управление которыми происходит путём переноса массы тела), моноколёса (одно колесо, также управляемое переносом массы тела) и т. п. Все они имеют электрический двигатель, различную мощность, но позволяют быстро передвигаться по городу. В Интернете принято пугать обладателей такого транспорта необходимостью получать права, так как, например, многие сегвеи по скорости сопоставимы с мопедами, а то и с мотоциклами. Гироскутеры сравнивают с велосипедами и призывают выезжать на дорогу. Всевозможные «эксперты» стращают обладателей транспорта XXI в. непомерными штрафами за нарушения: 5-15 тыс. - для взрослых «бесправных» и 30 тыс. - для родителей, которые купили чудо-колёса несовершеннолетнему. 

Всё это чушь. Депутат Госдумы Александр Васильев специально для разъяснения ситуации направил депутат­ский запрос в ГИБДД и получил исчерпывающий ответ.  «С точки зрения ПДД РФ лица, использующие роликовые коньки, самокаты и другие аналогичные средства (по совокупности эксплуатационных и технических характеристик к ним могут быть отнесены, в частности, сегвеи, гироскутеры, моноколёса, электрические самокаты), являются пешеходами, в связи с чем они обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним соответ­ствующие требования», - пояснил «АиФ» заместитель главы российской Госавтоинспекции генерал-майор полиции Владимир Кузин. Иными словами, никаких прав получать не надо, но и на дороги выезжать нельзя - передвигаться можно только по тротуарам.

Быстрее, чем на ногах

Однако уже зафиксировано несколько несчастных случаев с участием электротранспорта, в которых получили травмы, в том числе, дети. Обладатели двухколёсного транспорта всё-таки отличаются от пешеходов. И есть много нюансов их поведения на дороге, которые надо знать. 

К примеру, ДТП с участием «пешехода» на двух колёсах и пешехода на двух ногах. Средняя скорость сегвея - 20 км/ч. Представьте, едет себе спокойно взрослый разумный человек, который даже соблюдает все правила, по пешеходной дорожке с такой скоростью, а тут ему под колёса выбегает ребёнок. Ни один, ни второй участник ДТП не нарушают правил, но наказания «пешеходу» на колёсах избежать не удаст­ся, если он по неосторожности причинил лёгкий или средний вред здоровью. Правда, накажут его не как водителя, а как пешехода - штраф от 1 до 1,5 тыс. руб. 

Госавтоинспекция настоятельно рекомендует обладателям модного двухколёсного транспорта соблюдать ПДД для пешеходов и следить за тем, чтобы их движение не создавало помех.

Велосипедист только после 14 лет!

А вот велосипедистам всё-таки стоит помнить, что они являются водителями и полноправными участниками дорожного движения. Но выучить лишь одну главу ПДД, посвящённую велосипедистам, недостаточно: знание дорожных знаков, разметки и специальных элементов дороги обязательно для всех, кто едет на «педальной машине». Их действия не должны быть неожиданными для других водителей. В ПДД чётко определено место для движения: либо специальные велодорожки, либо правый край проезжей части. 

Но если об изменениях в правилах дорожного движения для автомобилистах обычно сообщают все СМИ, то о том, что что-то новое произошло в жизни «двухколёсных безмоторных», услышишь нечасто. А ведь как раз на днях требования к их передвижению по городу претерпели изменения.

Так, 17 июля этого года на официальном портале правовой информации (pravo.gov.ru) опубликовано постановление Правительства Российской Федерации. Оно вносит изменения в Правила дорожного движения, которые направлены, в том числе, на повышение безопасности велосипедистов.  

Например, в действующей редакции ПДД велосипедистам младше 14 лет нельзя двигаться по дороге, а сопровождающим их взрослым велосипедистам - по тротуару (получается, взрослые - отдельно, дети - отдельно).

Нынешние изменения дают право велосипедистам двигаться по тротуару или пешеходной дорожке именно в том случае, когда взрослый «двухколёсный» сопровождает ребёнка (то есть того, кому ещё нет четырнадцати). Это новое положение должно вступить в силу спустя неделю после того, как оно было опубликовано. То есть 25 июля 2017 года. 

С чем это было связано? С тем, что правило «дети-велосипедисты - отдельно, взрослые - отдельно» мало кто соблюдает. А это чревато травмами ни в чём не повинных пешеходов. Кроме того, для велосипедистов открыты не все дороги. Если трасса обозначена знаками «Дорога для автомобилей» или «Автомагистраль», значит, «двухколёсным безмоторным» на ней не место. В остальном, кроме требования ездить справа, велосипедист имеет схожие с водителем права. Разумеется, надо реагировать на сигналы светофора и следовать предписаниям знаков. Если сказано «уступи дорогу», значит, надо пропустить других участников движения. Технические требования к велосипедам тоже похожи на автомобильные: ездить с неисправными тормозами или рулевым управлением нельзя. А в тёмное время суток фара спереди и фонарь сзади необходимы. Самый важный момент - запрещено поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, где больше одной полосы в каждую сторону. Лучше доехать до пешеходного перехода и перейти на левую сторону. Кстати, «перейти» - это не метафора. Как и в случае с сегвеями и самокатами, велосипедистам по «зебре» можно только на своих двоих.

Согласно статистике Гос­автоинспекции за 5 месяцев 2017 г., показатели аварийности с пострадавшими велосипедистами падают - снижение на 22%. Эксперты полагают, что не только автомобилисты стали внимательнее, но и обладатели велосипедов стараются соблюдать ПДД. Но самые тяжёлые ситуации связаны с велосипедистами до 16 лет. И тут уместно ещё раз напомнить родителям: покупая ребёнку велосипед, надо помнить, что полноправный велосипедист - это человек старше 14 лет.  

«Самое основное, что нужно знать родителям: до 14 лет ребёнок может кататься только в специально отведённых местах, где нет автомобилей. Это парки, велодорожки или площадки во дворах. Малыши и дошкольники до 7 лет должны кататься только в сопровождении взрослых, - напомнил «АиФ» эксперт экспертного центра «Движение без опасности» Дмитрий Стебаков. - Кстати, основные травмы, которые получают дети, падая с велосипеда, - это травмы головы. Поэтому наличие шлема, наколенников, налокотников и перчаток обязательно. И ещё один момент: велосипед даже у детей, которым на дорогу нельзя, должен быть заметен для автомобилистов. В жизни всё бывает, а наличие светоотражающих элементов на велосипеде только плюс».

Права для скутеров и мотоциклов

Особняком в двухколёсном братстве стоят мотоциклисты и скутеристы. В 2013 г. в РФ появились новые категории и подкатегории управления транспортными средствами. Вместо одной мотоциклетной категории их стало три: «М» (мопеды, скутеры до 50 куб. см), «А1» (лёгкие мотоциклы с объёмом до 125 куб. см) и «А» (любые мотоциклы). За отсутствие прав инспектор может оштрафовать на 5-15 тыс. руб.  

Помимо этого изменились и правила обучения в автошколах для мотоциклистов. На категорию «М» или «А1» теперь можно идти учиться с 16 лет, на категорию «А» - только с 18 лет. Но все эксперты в один голос говорят, что безопасность напрямую зависит от качества обучения мотоциклистов, которое должно быть всегда под контролем. В автошколах вопросам безопасности байкеров необходимо уделять больше времени, считают эксперты. 

Есть и ещё одно обязательное условие: на скутере, мопеде или мотоцикле без экипировки на дорогу лучше не выезжать. Шлем, перчатки, мотокуртка, мотоштаны, мотоботы и защита «спина-грудь» - обязательные вещи в гардеробе каждого байкера. «Водители двухколёсного транспорта являются наиболее уязвимыми участниками дорожного движения. В отличие от автомобилистов они могут получить серьёзные травмы даже в случае небольшого ДТП. Достаточно падения на скорости 10-20 км/ч, чтобы сломать руку или ногу, а в случае отсутст­вия защитного мотошлема получить черепно-мозговую травму. Поэтому им необходимо особенно внимательно относиться к ПДД и не допускать нарушений. А автомобилистам следует терпимее относиться к двухколёсным участникам дорожного движения», - напомнил генерал-майор полиции Владимир Кузин.

Источник: АиФ

События