За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2016 г. на дорогах России погибло 20 308 человек

Главный фактор безопасности – здоровье!

Для того чтобы ездить безопасно, недостаточно иметь хорошую квалификацию и знать все правила дорожного движения. Если вы устали, в стрессе или плохо себя чувствуете, даже соблюдение этих условий вам не поможет.

Внимание у водителя за рулем всегда в максимальном напряжении, он должен постоянно анализировать огромное количество информации: дорожное покрытие, движение соседних автомобилей, пешеходов, изменение разметки, дорожных знаков и т.д. При малейшем ухудшении самочувствия водитель допускает очень много ошибок, некоторые из которых часто приводят к ДТП.

Устал, будто выпил

Даже при небольшом изменении состояния здоровья в худшую сторону острота наших чувств притупляется. Зевота, ощущение тяжести тела и изменение концентрации внимания – это признаки усталости, состояния, при котором за руль нельзя. Для некоторых водителей это правило не так давно было сформировано в закон. В салоне у дальнобойщиков и водителей пассажирского транспорта обязательно должен быть тахограф – устройство, которое контролирует режим труда и отдыха. Через каждые 4 часа движения водитель слышит сигнал, что ехать за рулем больше нельзя и необходимо сделать перерыв. Необходимость этой меры возникла после того, как в ходе расследований ДТП были выявлены многократные случаи засыпания водителей за рулем. Если вам предстоит длительная поездка, эксперты рекомендуют придерживаться простого графика: 4,5 часа езды, 45 минут отдыха. В этом случае сохраняется та реакция, которая нужна для осуществления безопасности дорожного движения. Монотонность движения, например, при междугородних перевозках, когда по 4–5 часов дорога практически не меняется, приводит к тому, что водитель не замечает момента, когда мозг отключается, и проваливается в сон. Это крайне опасно, особенно если за спиной у водителя сидят пассажиры. «Состояние сильно уставшего человека и состояние человека, находящегося под воздействием алкогольных веществ, – говорит заслуженный врач РФ, член Президиума Всероссийского общества неврологов Татьяна Батышева, – дают схожие эффекты. Алкоголь поражает работу центров головного мозга, в результате ухудшается общее состояние, а также контроль над двигательной сферой: координацией движения, мышечным тонусом, равновесием положения тела в статике и динамике. Очень схожие процессы происходят и при переутомлении».

Бороться с усталостью с помощью лимона и энергетиков – бесполезно. Когда человек не разрешает себе спать, бодрясь энергетиком или раздражая вкусовые рецепторы, он тратит свои же ресурсы, которые берет у организма авансом. Максимальный эффект от такой «терапии» – 20 минут. Потом ресурс будет исчерпан, и в этот момент риск ДТП возрастает в геометрической прогрессии. Самое лучшее средство – остановиться в безопасном месте, поспать, хотя бы 20 минут. После чего выйти из машины, прогуляться, несколько раз присесть, умыться водой и снова двинуться в путь, но не более чем на 4–5 часов.

Эмоции? Не поддавайтесь

Человек, не воспитавший в себе спокойствие, уязвим. Поддавшись эмоциям, водитель перестает трезво оценивать дорожную обстановку и свои возможности в ней. Под влиянием агрессивных психологических факторов водитель прибегает к более рискованной манере езды, часто провоцирующей других водителей к ответным мерам такого же характера. По данным «Американского журнала психиатрии», в 20% случаев аварий со смертельным исходом в 6-часовой период до попадания в аварию водители были вовлечены в агрессивное взаимодействие.

Память

Вообще памяти у нас две: кратковременная и глубокая. Кратковременная служит водителю резервуаром для сбора текущей информации, глубокая же хранит в себе опыт и все то, чему мы научились в течение жизни.

Главный помощник глубокой памяти – это повторение. Поэтому эксперты говорят о том, что водители должны постоянно повышать свою квалификацию, чтобы совершенствовать навыки и оставаться в курсе постоянно изменяющегося законодательства. Благо, сейчас возможностей для такого обучения предостаточно. В нашей стране вот уже порядка 10 лет реализуются федеральные социальные кампании по профилактике дорожно-транспортного травматизма, где повторение и разъяснение правил поведения в дорожно-транспортной среде – одни из ключевых задач. Кампаний разработано немало, все материалы по ним  находятся в Интернете в открытом доступе.

Также после окончания автошколы можно пройти бесплатные курсы по водительскому мастерству. В общем, вариантов тренировать водительскую память – множество.

А напоследок хочется напомнить, что главный фактор безопасности – это здоровье. Перед тем как сесть за руль, оцените по-честному свою работоспособность. Лишь в этом случае вы сможете оставаться ответственным за каждый свой след, оставленный на дороге.

Источник: журнал "Автомир"

Материал подготовлен в рамках "Федеральной целевой программы по профилактике дорожно-транспортного травматизма"

События