Наверняка ты слышал о том, что стать настоящим профессионалом можно, только обладая знаниями и навыками. Без них ты как лилипут в стране Гулливеров: уязвим, слаб и беззащитен. И потому мы решили, что в самый разгар летних каникул было бы неплохо подбросить в твою копилку знаний качественной информации о безопасном управлении двухколёсным транспортом! Причём речь пойдёт не только о велосипедах, самокатах и гироскутерах. Как безопасно ездить на машинках помощнее, ты также узнаешь из этой статьи.
Двухколёсные транспортные средства, а по-другому бициклы — это такие машины, которые имеют два колеса и управляются при помощи либо твоих мускул, как велосипед или самокат, либо установленного двигателя — это мопеды, скутеры и всевозможные байки. Если речь идёт о самокате, гироскутере или сегвее, то на них можно кататься, пользуясь правилами для пешеходов. Ты, конечно, знаешь их? Переходить дорогу только на зелёный сигнал пешеходного светофора, по пешеходному переходу и обязательно убедившись, что все машины тебя пропускают. На колёсах сегвея или самоката от тех, кто идёт пешком, ты отличаешься только обязанностью спешиваться при пересечении проезжей части. Поподробнее узнать о том, какие права и какие обязанности пешеходов есть в Правилах дорожного движения, тебе помогут материалы кампании «Сложности перехода», которая в нашей стране проходила этой весной. Их ты без труда найдёшь в Интернете.
Пересев на велосипед, ты превращаешься в водителя: ведь под тобой два колеса, и они могут развивать значительную скорость! Первое, о чём тебе нужно позаботиться, это об исправности всех систем управления: тормозов, рулевого крепления, цепи и звонка. Не в последнюю очередь важно и наличие световозвращателей или катафотов, а при выезде на дорогу, что разрешено правилами только с 14 лет, спереди и сзади должны быть установлены фары — белого и красного цветов соответственно. Об экипировке для себя тоже не забудь: велошлем, наколенники, налокотники и световозвращающий жилет позаботятся от твоей безопасности в пути.
Правила дорожного движения разрешают велосипедистам ездить по велосипедной или велопешеходной дорожке. В случае же если движение по ним невозможно (например, если они отсутствуют или на них что-то ремонтируют), то допускается движение по тротуару или пешеходной дорожке (но только в том случае, если это не мешает пешеходам). По тротуару также может двигаться велосипедист, который сопровождает другого велосипедиста в возрасте до 7 лет, либо перевозит ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или специальном прицепе.
Водителям двухколёсных транспортных средств запрещается:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на специальном сиденье;
- перевозить большие грузы;
- поворачивать налево или разворачиваться на дороге с трамвайным движением и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении;
- двигаться по дороге без застёгнутого мотошлема;
- двигаться по дороге в тёмное время суток без включённых фар.
Теперь о мопедах и скутерах. Это — мечта всех мальчишек. Да и девчонки тоже не прочь прокатиться на этих механических машинках. Только вот в Правилах дорожного движения сказано, что мечта эта так и должна оставаться мечтой — до тех пор, пока тебе не исполнилось 16: сдавать на права категории «М», которая с недавнего времени стала обязательной для управления мопедом и скутером, разрешено только с этого возраста. Но ведь это не значит, что тебе нельзя уже сейчас учить правила управления этим транспортом, правда? Тем более что очень скоро эти знания тебе понадобятся.
Итак, передвигаться на скутере или мопеде разрешается только по правой полосе проезжей части, не далее края проезжей части или, если это не создаст неудобств для пешеходов, по обочине. В обоих случаях необходимо включать ближний свет фар и при необходимости применять манёвры поворотников: правый — «поворачиваю вправо», левый — «поворачиваю влево». При отсутствии подворотников следует использовать «язык жестов» (см. рис. 1). И конечно, водители скутеров и мопедов, как и водители других видов двухколёсного транспорта, тоже должны иметь соответствующую экипировку: мотошлем, налокотники, наколенники и специальный «панцирь», защищающий от ударов грудную клетку и позвоночник. И кроме того, на одежде должно присутствовать достаточное количество световозвращающих элементов.
Мотоцикл — достаточно мощная машина: в среднем он способен разгоняться до 100 км/ч, и поэтому знаний для управления этим транспортным средством нам нужно ещё больше. Управлению мотоциклом учатся в автомотошколах, и длится такое обучение не меньше двух месяцев. Права же, которые выдаются после успешной сдачи экзаменов, имеют категорию «А» или «А1», в зависимости от возраста водителя и мощности его мотоцикла. Кроме теоретических знаний — изучения Правил дорожного движения Российской Федерации, которые должны стать твоей настольной книгой, тебе предстоит ещё и пройти подготовку к практической части экзамена: там необходимо показать умения в области маневрирования, торможения, движения на различных скоростях, парковки и остановки.
Твоя безопасность — это знание Правил дорожного движения, исправное транспортное средство, защитная амуниция, контролируемая скорость и уважение ко всем участникам дорожного движения.
Опытные мотоциклисты советуют начинающим водителям двухколёсного транспорта тщательно прорабатывать каждый приём и делать это обязательно на низких скоростях! Это — первый гарант безопасности. Помни, с каждым увеличением скорости на 1 километр твоя безопасность уменьшается, а это приводит к неуверенности в себе и потере самоконтроля, что на первых порах обучения едва ли не самое главное.
Ну и чтобы твои знания покрепче закрепились в твоей голове, мы советуем поучаствовать в кампаниях, посвящённых безопасности дорожного движения, которые вот уже несколько лет регулярно проводятся в нашей стране. Тебе обязательно понравятся материалы кампаний «Шлем — всему голова», где подробно описано, почему экипировка так важна при езде на двухколёсном транспорте, и «Дистанция», которая рассказывает о длине тормозного пути, сцеплении с дорогой и многих других законах, которые помогут снизить последствия ДТП или избежать его вовсе.
Удачи на дорогах!
Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах»
Источник: ДДД