Достаточно даже поверхностного знакомства с Правилами дорожного движения (ПДД), чтобы понять, это собрание норм касается всех. Не важно, на машине ты или на велосипеде, или двигаешься на своих двоих, не рассчитывая разогнаться более чем на 10 км/ч. Нет, конечно, некоторые могут ходить и быстрее, но, всё же, бытовая скорость пешеходного потока во всех городах примерно одинаковая. То ли дело транспорт. Разброс мощностей в современных автомобилях настолько велик, что даже малейшее пренебрежение пешеходом самым, казалось бы, незначительным нюансом безопасности может обернуться для него роковой ошибкой.
Рассмотрим пример печального случая, произошедшего на МКАДе в ночь на 27 сентября. Водитель иномарки двигался по главной кольцевой дороге, где максимальная разрешённая скорость составляет 110 км/ч. Увидев в крайней левой полосе аварию он решил остановиться чтобы узнать, что случилось и предложить свою помощь. Через некоторое время на высокой скорости в него врезается автомобиль и сбивает насмерть.
Это известный случай, но делать предварительные выводы за следствие, было бы неправильным, тем более, что наша цель – извлечь из этого случая урок.
Предлагаем мысленно «отмотать» ситуацию назад. К сожалению, это единственное, что мы можем сделать. Обратите внимание на то, что погибший, покидая автомобиль и выходя на высокоскоростную трассу в тёмное время суток, должен был помнить, что в этот момент становится пешеходом и все его действия должны подчиняться 4-й главе ПДД, главный пункт из которой звучал бы для него так: при переходе дороги в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости вне населенных пунктов, пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. Другими словами, водитель, принявший решение остановиться и выйти из автомобиля на трассе в тёмное время суток, должен в первую очередь подумать не только о том, с какой целью нужна ему эта остановка, но и о своей безопасности, как пешехода. А для этого у него в машине всегда должны находиться специальные приспособления – световозвращающие элементы, в виде значков, брелоков, а возможно и жилета. Участник дорожного движения, погибший 24 сентября, был водителем – учился в автошколе, сдавал на права. Напрашивается резонный вопрос, если правилами безопасности пренебрег даже имеющий водительское удостоверение человек, то чего можно ожидать от убежденного пешехода.
Сухие цифры статистики аварийности за 8 месяцев этого года говорят о том, что из 9 670 случаев ДТП с пешеходами, произошедших в тёмное время суток, 1 840 оказались смертельными: 19% ночных аварий обернулись тысяч людей. И самое обидное, что корень этой беды зарыт совсем неглубоко. Мы просто не знаем Правил! Не знаем и знать не хотим! Мы живём речёвками из Интернета и телевизора о том, что пешеход всегда прав. А ведь та же самая статистика из года в год доказывает нам обратное: из всех аварий с пешеходами (29 631 за 8 месяцев в 2017-м) почти половина (11 668) ДТП спровоцирована теми, кто был на ногах.
«Пешеходы – в большинстве своем, к сожалению, очень самонадеянны, – рассказывает Владимир Бахарев, шеф-тренер экспертного центра «Движение без опасности». – А между тем на дороге они самое незащищённое звено. Автомобиль, даже с очень маленькой мощностью, всегда едет быстрее, чем идёт пешеход. Для того чтобы машина остановилась, ей, как и любому виду транспорта, необходимо время. Не так давно мы вместе с Госавтоинспекцией проводили кампанию «Навстречу безопасности» в рамках которой вели просветительскую работу с пешеходами как раз на эту тему. Мы объясняли, что желание остановиться (у водителя) не является главным условием этой остановки. Тут играют роль множество факторов: исходная скорость, масса автомобиля, дорожное покрытие, погодные условия… На укатанном снегу, например, для того, чтобы совершить остановку, водителю необходимо иметь запас почти в 70 метров. Для пешехода это огромное расстояние. А автомобиль же его проезжает за несколько секунд. Представьте, что будет, если на укатанной снежной дороге вдруг появится пешеход? Неминуемое столкновение. А об этом, в лучшем случае, задумывается один человек из десяти».
Вопросы безопасности дорожного движения – это закон, который не терпит оппонентов, поскольку всегда на чаше весов самое ценное – жизнь.
Недавно, абсолютное заблуждение, что пешеход всегда прав, было развеяно в рамках общественных слушаний Плана по обеспечению безопасности пешеходов, которые прошли под эгидой открытого правительства. В ходе дискуссии поднимался самый широкий спектр вопросов: от совершенствования нормативов и стандартов дорожной инфраструктуры, до усиления ответственности за нарушения ПДД пешеходами, но главным, в чем сошлись все участники этого мероприятия,должна оставаться простая истина: знания – эффективнее наказания. Пешеходу не стоит ждать, когда инспектор поймает его за руку. Ему проще взять текст ПДД, найти там 4-ю главу, понять её и выучить так, чтобы потом помнить всю оставшуюся жизнь. Долгую и счастливую!
Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах»
Источник: Автомир, №44