Правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому для собственников личных грузовиков и автобусов устанавливаются те же требования, что и для компаний и фирм, а также частных предпринимателей.
Если проект будет одобрен, то частным автовладельцам придется оборудовать свой транспорт приборами контроля труда и отдыха водителя - тахографами. Таким образом, на частников будет наложен контроль по соблюдению труда и отдыха водителей. Кроме того, необходимо будет обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства, что значит - проверять автомобили перед каждым выпуском на линию. Однако пока поправки в закон не обязывают водителей собственного транспорта проходить предрейсовый медицинский контроль.
Причиной корректировки законодательства стала негативная тенденция роста аварийности с участием грузопассажирского транспорта. По данным статистики Госавтоинспекции, за 10 месяцев этого года произошло 8775 ДТП по вине водителей грузовых автомобилей; погибло 1424 человека, было ранено - 11099. Почти 70% этих аварий произошло по вине водителей грузовиков, находящихся в собственности частников: 6046 ДТП, 954 погибших, 7625 раненых.
За тот же период времени по вине водителей автобусов произошло 4487 ДТП, 263 человека погибло и 6932 - было ранено. Пугающим оказался рост аварийности: количество погибших выросло на 43,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Среди владельцев автобусов, попавших в происшествия, также оказалось немало физических лиц. По вине водителей пассажирских транспортных средств, находящихся в частной собственности, произошло 1944 ДТП, погибло 126 человек, было ранено - 3076. Рост жертв составил 34% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Эксперты отмечают, рост аварийности может быть спровоцирован тем, что частные владельцы грузовиков и автобусов не уделяют должного внимания безопасности. Транспортные компании должны контролировать свои машины и водителей: проверять техническое состояние, проводить медконтроль, следить за соблюдением режима труда и отдыха. В случае нарушений положены довольно крупные штрафы. Частный собственник грузовика или автобуса, в свою очередь, от этой ответственности освобожден. Да и штрафы, которыми можно наказать физическое лицо, в разы ниже.
Именно поэтому в последние несколько лет грузовой и автобусный транспорт вдруг стал в большом количестве переходить в частный сектор. Говорить о том, что это не только незаконно, но и смертельно опасно, будет излишне. И в свете таких событий решение уравнять ответственность между физическими и юридическими лицами - владельцами грузопассажирского транспорта - кажется единственно верным и долгожданным.