Очередное заседание Общественного совета Минтранса России состоялось 12 декабря в здании министерства. По традиции открыл заседание Министр транспорта РФ Максим Соколов и председатель ОС Михаил Блинкин.
В заседании также приняли участие члены общественного совета: заместитель Министра транспорта Российской Федерации Сергей Аристов, заместитель председателя Общественного совета Наталья Агре, а также другие представители Минтранса, подведомственных агентств и организаций транспортной отрасли.
Приветствуя участников заседания, Максим Соколов отметил, что важную роль в развитии проектов транспортной инфраструктуры играет привлечение внебюджетных источников финансирования, а также применение принципа «пользователь платит». «Система «Платон» является ярким примером применения этого принципа. Система создана исключительно на внебюджетные средства, на основе механизма концессии и государственно-частного партнерства. И спустя 2 года мы уже можем подвести промежуточные итоги», – сказал министр. Он уточнил, что в настоящий момент число зарегистрированных пользователей уже вплотную приблизилось к 1 млн большегрузов (930 тыс.). Системой собрано более 38 млрд рублей, и за счет этих средств отремонтировано более 1700 км автомобильных дорог, построены и реконструированы мосты: в Уфе, Петрозаводске, Пензе, Бурятии, на Дальнем Востоке. Кроме того, продолжается строительство, ремонт и реконструкция еще более 30 мостов по всей стране. Глава Минтранса особо подчеркнул участие перевозчиков в вопросе выбора трасс, за счет которых, в первую очередь, должны ремонтироваться региональные дороги. «Система «Платон» позволила нам сделать и серьёзный шаг к формированию рынка прозрачности грузоперевозок, его цифровизации. Она стала стимулом для развития информационных технологий на рынке грузоперевозок», – сказал М. Соколов. Система является конкурентной платформой с точки зрения мировых аналогов, для решения ключевых задач государства.
Об итогах работы системы взимания платы «Платон» в 2017 г. рассказал в своём докладе директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Игорь Костюченко. Он поддержал слова министра об успешном формировании «прозрачности» рынка грузоперевозок и напомнил о том, что с её помощью были получены фактические данные о количестве перевозчиков и структуре владельцев большегрузов, среди которых более 60 % – это физические лица. На основании данных, предоставляемых оператором системы в контролирующие органы, проводятся оперативно-розыскные мероприятия, выявляются таможенные нарушения. Происходит обмен информацией с МВД, ФНС, ФСПП. На стадии подписания соглашение об автоматическом обмене информацией с ФТС.
И. Костюченко также рассказал о системе контроля за большегрузами. Она состоит более чем из 480 рамных конструкций, и 100 единиц подвижного состава, обеспечивающего регулярный мобильный контроль. Правительством и Минтрансом учтены пожелания грузоперевозчиков, в части введения системы постоплаты за проезд по федеральным трассам. Помимо этого, сохранен льготный тариф в размере 1,90 руб за километр пробега. «Модернизированы соответствующие сервисы для дополнительного удобства пользователей и максимально упрощенного получения информации для предоставления в налоговые службы при использовании права налогового вычета», – сказал И. Костюченко. В выступлении затронут вопрос плановой работы по усилению контроля за нарушителями, в частности совершенствованию законодательной базы. Ключевым является внесенный в Госдуму законопроект, предусматривающий передачу полномочий по рассмотрению административных дел о правонарушениях, выявленных автоматической системой фиксации, от МВД Ространснадзору.
О результатах общественных обсуждений проектов нормативных правовых актов за 2017 г. рассказал директор Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса России Николай Галимов. Он сообщил, что на начало декабря текущего года Минтрансом разработаны и размещены на портале общественного обсуждения нормативных правовых актов 55 законопроектов и 518 подзаконных актов. В обязательном порядке проводится антикоррупционная экспертиза проектов документов, согласно требованиям Правительства. «В текущем году по линии Минтранса принято 10 федеральных законов, 150 актов Правительства РФ, 261 приказ Минтранса России», – сообщил он. Разрабатываемые документы направляются на согласование во все заинтересованные организации, в первую очередь, в Союз транспортников России. В обязательном порядке проводится оценка регулирующего воздействия по линии Минэкономразвития, проводится согласование с экспертным и профессиональным сообществом.
Секретарь комиссии Минтранса по соблюдению требований по служебному поведению и регулированию конфликта интересов Александр Завалёв сделал доклад о работе Министерства в направлении противодействия коррупции. «Основными задачами антикоррупционных действий в министерстве является профилактика и предупреждение коррупционных правонарушений, а также обеспечение соблюдения гражданскими служащими Минтранса России и работниками организации Требований к служебному поведению, предотвращение или урегулирование конфликта интересов, сказал Завалёв. – Мероприятия, предусмотренные планом противодействия коррупции на 2016-2017 гг. реализовывались Минтрансом России в полном объёме и в установленные сроки».
В завершение участники рассмотрели вопрос выполнения Плана противодействия коррупции в Министерстве на 2016-2017 гг.
Отдельно обсуждалась недавняя ситуация с задержками рейсов в аэропорту Шереметьево в связи со сложными метеоусловиями. С докладом на эту тему выступил заместитель руководителя Росавиации Олег Клим. Он сообщил, что взлетно-посадочная полоса аэропорта была очищена техническими службами в рекордные сроки – за 22 минуты. При этом, аэропорт полностью укомплектован необходимой техникой, твердыми и жидкими реагентами. Росавиацией проведен окончательный разбор ситуации, руководству аэропорта рекомендовано соизмерять свои возможности и акцентировать внимание на компании, базирующейся в данной воздушной гавани, дающей основной пассажиропоток. При этом, предложено рассмотреть вопрос переноса чартерных рейсов в менее загруженные аэропорты московского авиаузла, особенно на период новогодних праздников. О. Клим также обратил внимание участников на тот факт, что в Шереметьево функционируют 2 зависимые друг от друга взлетно-посадочные полосы. Соответственно, если на одной полосе садится или взлетает самолет, то другой лайнер вынужден ожидать на второй полосе. Работа по недопущению подобной ситуации в будущем продолжается. В частности, разрабатываются новые технологии для служб аэропорта, диспетчеров и авиакомпаний, на случай сбойных ситуаций и неблагоприятных для полетов погодных явлений.