За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2017 г. на дорогах России погибло 19 088 человек

Экспертный центр «Движение без опасности» принял участие в запуске программы по дуальному обучению мехатроников

Экспертный центр «Движение без опасности» вот уже несколько лет сотрудничает с крупнейшей автомобильной компанией Ford Sollers по реализации социально значимых проектов, одним из которых является обучающая навыкам безопасного вождения программа для водителей «Академия безопасного вождения Ford». В этом году в тесном сотрудничестве с Министерством образования Татарстана и экспертным центром «Движение без опасности» компания Ford Sollers завершила реализацию первого этапа запуска системы дуального образования в рамках ссузов по специальности «Мехатроника» в республике Татарстан и успешно провела трёхдневные тренинги для преподавателей.
Тренинги проходили на базе ссузов – Елабужского политехнического колледжа и Камского государственного автомеханического техникума, и на производстве Ford Sollers в Елабуге. «Наши тренинги – это первый этап на пути к повышению уровня подготовки рабочих кадров для автопрома путём освоения новой специальности, – сказала руководитель проектов компании Ford Sollers Надежда Смольник. – Мы собрали лучших специалистов из 9 ссузов Татарстана и России, и вместе с ними и со смежными специалистами, прорабатывали пути внедрения новой, необходимой на сегодняшний день специальности – «Мехатроника». Мы предлагаем давать эту дисциплину в рамках дуальной системы образования, когда в процессе подготовки специалистов участвуют две стороны – образовательная организация и предприятие, готовое впоследствии взять на себя ответственность за трудоустройство обучающихся по этой системе. И эту роль на сегодняшний день Ford Sollers может взять на себя».
Дуальная система образования в ведущих европейских странах уже давно не является новшеством и активно используется в таких странах, как Германия и Австрия. Там имеется нормативная база для работы этой системы, и после окончания среднего специального заведения студенты на активном потоке уходят сразу в профессию, обладая уже с первого рабочего дня необходимыми навыками для конкретного предприятия. «Что такое дуальное обучение? Это, по сути, один из вариантов тесного взаимодействия образования и производства, – сказала на первом дне тренинга начальник управления профессионального образования Министерства образования Республики Татарстан Анна Сидоренко. – Может быть, даже к нашему счастью, пока оно у нас нигде жестко не за регламентировано рамками. Мы с вами можем внутри имеющегося законодательства, имея понимание, что собой представляет дуальное обучение, формировать свои какие-то формы взаимодействия. Но понимая только одно, что главная задача – это работник предприятия. Когда ребёнок, пусть по ученическому договору, но устроен. Он является работником предприятия. Только в этом случае мы можем говорить о дуальной системе».
О том, почему пилотный проект будет работать именно по специальности «Мехатроника», рассказывал на втором дне тренинга кандидат педагогических наук, доцент Набережночелнинского филиала КНИТУ-КАИ и эксперт Worldskills по направлению «Мехатроника» Азат Мустафин. Он назвал мехатронику наукой, которая посвящена созданию и целенаправленной эксплуатации машин и систем, движение которых определяется электронно-вычислительной техникой. «Она базируется на знаниях механики, микропроцессорной техники, информатики, электроники и компьютерном управлении движения агрегатов и машин, – сказал А. Мустафин. – Сегодня специальность «Мехатроника» входит в Топ 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».
Напомним, что дисциплина «Мехатроника» уже зафиксирована в Приказе Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1550 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)», и в этом документе есть весь набор необходимых направлений обучения, требования к условиям реализации программы, перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы и другие пункты программы, на которые будут опираться образовательные организации в случае решения в пользу введения дисциплины в свой перечень специальностей.
Подводя итоги тренингов, проанализировав данные опросы участников об эффективности мероприятия, ведущий аналитик экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко рассказала, что все участники тренингов (100%) отметили их пользу и планируют применять в своей деятельности знания, полученные в ходе занятий. «76% считают, что в России можно выстроить успешную дуальную модель обучения в среднем профессиональном образовании (18% выбрали вариант «другое», объяснив это необходимостью учитывать сектор экономики, для которого готовятся кадры, пересмотр нормативных документов и прочие сопутствующие факторы). 65% респондентов будут частично внедрять в свои учебные планы разработанные на тренингах модули по мехатронике, 35% постараются внедрить их полностью, и 94% участников тренингов хотели бы поучаствовать в дальнейших тренингах по дуальному обучению», – резюмировала аналитик.
На текущий момент в Татарстане есть несколько ссузов, готовых на своей базе обучать студентов-мехатроников по дуальной системе, где позицию завода-работодателя возьмёт на себя предприятие Ford Sollers. Работа в направлении реализации второго этапа запуска системы дуального образования по специальности «мехатроника» будет продолжена, и первые пилотные группы обучающихся могут быть приняты уже в следующем учебном году. Экспертный центр «Движение без опасности» поддерживает идею новой модели обучения в ссузах и считает, что качественное образование сотрудников автопрома – это не только залог успешной работы предприятия, но и забота о безопасности и исправности конечного продукта – автомобиля, с помощью которого вот уже третий век живёт человечество. 

События