В июле-августе 2018 года в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» информационно-пропагандистская кампания «Навстречу безопасности» охватит новые регионы России. Кампания нацелена на повышение уровня знаний участников дорожного движения, мотивирует людей к изучению правил дорожного движения и ответственному отношению к безопасности на дорогах. На протяжении пяти лет реализации ФЦП принимаются меры, позволяющие достигнуть решения важнейшей задачи федерального уровня – снижения смертности в дорожно-транспортных происшествиях.
Так, число погибших в ДТП на дорогах России за первое полугодие снизилось почти на 8%, сообщил генеральный директор Дирекции по управлению Федеральной целевой программой Андрей Николаевич Погребняк со ссылкой на свежие данные статистики ГИБДД. По его словам, это неплохая динамика. Он напомнил, что работа, проводимая в рамках ФЦП, имеет пролонгированное действие, а ее результаты повышают безопасность дорожного движения не только сегодня, но и в перспективе.
- Работает комплексная система мер, включающая как инфраструктурные изменения, так и применение новейших цифровых методов фото- и видеофиксации, системы штрафов, системы воспитательных мер, которые особенно эффективны применительно к юным участникам дорожного движения. Уверен, обучать детей правилам безопасности на дороге необходимо с самого раннего возраста. ФЦП предусматривает, в частности, подготовку и проведение конкурсов, фестивалей ЮИД, разработку онлайн игр, телепрограмм и выпуск публикаций в детских печатных СМИ. Такая работа в рамках Программы ведется как в центре, так и в регионах, и дает положительный эффект,- подчеркнул Погребняк.
Вопросы безопасности на дороге сегодня находятся в центре внимания правительства и президента страны. В январе текущего года была утверждена стратегия безопасности в Российской Федерации на 2018–2024 годы, которая должна обеспечить «повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году». Данные амбициозные цели стали логическим продолжением списка поручений президента России Владимира Путина, данных в марте 2016 года и, направленных на сокращение травматизма и аварийности на дорогах страны.
Промежуточные итоги реализации мероприятий в рамках списка поручений показали в целом положительную тенденцию снижения показателей аварийности. Однако в некоторых регионах количество происшествий и число пострадавших по-прежнему остается значимо высоким, и необходима комплексная работа по повышению уровня знаний в области безопасности дорожного движения.
Широкомасштабная социальная кампания «Навстречу безопасности» в этом году проходит на территории Красноярского края, Омской области и Алтайского края при поддержке Госавтоинспекции МВД России и экспертного центра «Движение без опасности».
Ключевым элементом кампании является команда профессиональных тренеров, проводящих занятия по разработанной экспертным центром «Движение без опасности» уникальной методике, учитывающей европейский и российский опыт работы в направлении снижения детского дорожно-транспортного травматизма. Ярким элементом и своеобразным символом кампании является уникальный автомобиль, укомплектованный всем необходимым оборудованием и набором полезных устройств, с помощью которых можно развернуть обучающие площадки как для сотен участников, так и для небольших групп.
Команда экспертов кампании в течение трех недель посетит детские оздоровительные лагеря, перинатальные центры, родильные дома и прочие учреждения образовательного, социального и медицинского профиля. А в региональных центрах пройдут открытые обучающие мероприятия, в ходе которых любой желающий сможет проверить и расширить свои познания в области БДД.
Как подчеркнула президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре, информационная работа в рамках программы во многом ориентирована именно на работу поколением будущих водителей.
- Дети с первых дней своей жизни, путешествуя вместе с родителями, являются самыми уязвимыми участниками дорожного движения. Именно потому более 70% активностей, запланированных в рамках социальной кампании «Навстречу безопасности», ориентированы на информационную работу с родителями. Хочу отметить, что работа в этом направлении – это не только сохранение детских жизней, но и огромный вклад в воспитание будущего поколения грамотных участников дорожного движения.
Кроме того, в каждом регионе организаторы проведут интерактивный семинар для педагогов и воспитателей образовательных учреждений с использованием разработанной методологии, передав им навыки, необходимые для проведения занятий по правилам безопасного поведения на дорогах.
Методическая концепция программы основана на профилактике факторов риска, влияющих на количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть. Программа ориентирована не только на водителей и пешеходов, она также учитывает сложности, возникающие при использования общественного транспорта, организации трансферов, групповых детских перевозок.
На территории Красноярского края автомобиль и его команда проведут около недели, за это время тренеры посетят 4 детских оздоровительных лагеря, роддом и социальные учреждения, а также обучат более 100 педагогов. После чего кампания «Навстречу безопасности» отправится в Омскую область и Алтайский край.
Ранее проект «Навстречу безопасности» (2016-2017 гг.) и его предшественник - программа «По правилам» (2015 г.) уже были реализованы на территории республик Северного Кавказа, в Северо-Западном и Центральном федеральном округах. Под девизами «Незнание не освобождает от последствий» и «Правила созданы, чтобы их соблюдать» жителей регионов учили правильно пристегиваться, пристегивать детей, не превышать скорость и безопасно передвигаться пешком по зонам, предназначенным для пересечения проезжей части.
По итогам проведения активностей в рамках кампаний были зафиксированы определённые положительные изменения в восприятии участниками движения собственной безопасности и безопасности других людей. Люди стали чаще обращать внимание на нарушения правил дорожного движения и реже оставаться к этому равнодушными.
Так, в Чеченской республике с 35% до 7% сократился процент опрошенных, ни разу не слышавших о светоотражающих элементах, 12% стали чаще пристегиваться на заднем сидении и более чем в 3 раза сократилась доля респондентов, дети которых не имеют велошлемов (с 40% до 12%). Также в республике на 39% снизилось число тех, кто совершает обгоны по полосе дороги, предназначенной для встречного движения. В Северо-Западном федеральном округе (Псковская, Новгородская и Ленинградская области) на 9% больше респондентов начали пристегиваться при поездках на переднем сидении. В Новгородской области на 27% повысилось число респондентов, знающих, как правильно установить автокресло в салоне автомобиля. На 15% увеличилось число тех, кто отказывается от поездки в такси с ребёнком, если там нет автокресла. В Псковской области водители стали чаще соблюдать скоростные режимы на подъездах к пешеходным переходам и во дворах (+16% и +20% соответственно). В Ленинградской области на 44% увеличилось число водителей, следящих за тем, пристегиваются ли пассажиры, и делающих им замечания по этому поводу.