24 апреля, во второй день IV Конференции «Безопасная дорога. Стратегия безопасности дорожного движения до 2024 года», участники обсудили вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации водителей. Модератором секции выступила член правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.
Сегодня в России сложилось мнение, что автомобилист обладает возможностями и правами, а не обязанностями и ответственностью перед другими участниками дорожного движения и пассажирами. Это заблуждение приводит в итоге к безответственному поведению водителей, регулярному нарушению правил дорожного движения и как следствие – к ДТП.
В этом контексте вопросы подготовки кандидатов в автомобилисты, качества обучения в автошколах, формирования культуры вождения среди опытных и профессиональных водителей являются крайне актуальными.
По словам заместителя начальника ГУОБДД МВД России Николая Шеюхина, за последние годы значительно сократилось количество ДТП по вине молодых водителей (с 14,5 тыс. в 2015 году до 9,9 тыс. по итогам 2018 года), при этом количество раненных и погибших при ДТП с начинающими автомобилистами также существенно сократилось.
Однако Госавтоинспекцией отмечается снижение качества предоставляемых услуг в автошколах – все кандидаты в водители успешно сдают «внутренние» экзамены, а экзамен в ГИБДД могут сдать только с третьего раза 17% теорию и условия дорожного движения и 13% - первоначальные навыки. «Это говорит о том, что происходит «натаскивание» на сдачу экзамена, а не обучение вождению и ПДД, - заявил он. – И в итоге неподготовленные водители попадают к нам на экзамен».
Другая проблема – рост количества аварий на пассажирском транспорте (5 тыс. в 2015 году в сравнении с 5,8 тыс. в прошлом году).
Николай Шеюхин напомнил о готовящихся изменениях в области подготовки кандидатов в водители. В частности, речь идет об объединении практических экзаменов, изменении требований к маршрутам проведения экзаменов, установлении минимального возраста начала обучения, установлении ответственности автошкол за качество обучения и других изменениях.
«Важно понимать, что данные решения, которые мы вырабатываем, необходимо обсуждать совместно. Нам нужна поддержка, позиция общественности, автошкол, профессионального сообщества», - призвал к диалогу заместитель начальника ГУОБДД МВД России участников круглого стола.
Модератор круглого стола Наталья Агре добавила, что обсуждаться вопрос подготовки водителей должен на профессиональном уровне. «Обучение в автошколах обязано закладывать в том числе отношение к безопасному движению, будущий водитель должен понимать, что он несет ответственность за жизнь людей», - подчеркнула она.
Ведущий аналитик экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко представила участникам дискуссии концепцию непрерывного обучения водителей. Речь идет о повышении качества подготовки водителей в автошколах и повышении культуры вождения. «На данный момент после окончания автошколы у водителей городское ориентирование в зачаточном состоянии. Зазубривание упражнений на площадке не дает реальное представление о парковке, дистанции, а тем более, о езде по магистралям, трассам, опасностях при маневре обгона», - рассказала эксперт.
Важным вопросом в этом контексте является также уровень подготовки самых инструкторов автошкол, определение KPIдля них, – к сожалению, сегодня требования, предъявляемые к ним законодательством, недостаточны, что в том числе приводит к низкому качеству преподавания.
Представители профессионального сообщества – Председатель правления Союза Автошкол Александр Ачкасов, президент Союза Автошкол Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александр Сальников – высказали в ходе дискуссии позицию о необходимости совершенствования методик обучения водителей.
В частности, были вынесены предложения, направленные на устранение ключевых факторов высокой аварийности в цепочке «обучение – экзамен – соблюдение ПДД». Среди них: расширение методик обучения вождению, направленных на воссоздание различных ситуаций на дороге (внедрение в программу автошкол дополнительных тестов, которые будут воссоздавать возможные ситуации на дороге). «Хотим, чтобы дисциплина по предотвращению ДТП у нас была», - предложил Александр Ачкасов.
Другое важное направление – повышение квалификации профессиональных водителей – также требует развития, доработки и внимания со стороны экспертного сообщества и государства.
Успешный кейс обучения водителей на предприятиях представил заместитель генерального директора ГУП «Мосгортранс» Максим Коновалов. По его словам, около 70 процентов соискателей, водителей с водительскими удостоверениями категории "D", отсеиваются при приеме на работу. Поэтому при приеме на работу водителем у кандидатов принимают полноценный экзамен: теорию и площадку. В связи с этим на базе Учебно-курсового комбината активно развивается и совершенствуется система профессиональной подготовки и переподготовки водителей. «Чтобы снизить аварийность на дорогах, важно заложить правильное отношение к работе», - отметил он и рассказал об используемых методах обучения (создание специальных лабораторий, обустройство рабочего места водителя, должностные инструкции).
Директор ЧОУ ДПО «Казанская школа высшего водительского мастерства Олег Шатов представил деятельность Школы и отметил важность дополнительной подготовки уже опытных водителей – вопреки распространённому мнению, «учить ученого» нужно не экстремальному или контраварийному вождению, а именно безопасному.
Перед участниками также выступил заместитель председателя ДОСААФ России, директор Департамента профессионального обучения Сергей Сериков, который рассказал об опыте деятельности Организации в подготовке водителей и пропаганде безопасности дорожного движения.