За безопасность на дорогах России

Русский English

Объединив усилия: пора позаботиться о безопасности детей на дорогах

Ежегодно на дорогах России происходят тысячи дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают и даже погибают дети. И что особенно страшно, сами они всё реже являются виновниками аварий — вина за происходящее лежит на плечах взрослых, которые пусть неосознанно, но подвергают риску тех, кто находится с ними в одном автомобиле или на одной проезжей части. Возможно, водителям не хватает знаний и понимания того, как важно для ребенка находиться в полной безопасности, или нет информации — от чего зависит эта безопасность и как ее обеспечить. О том, какие факторы риска следует учитывать, где можно получить больше информации о правильной перевозке детей и правильном стиле вождения с малышами в салоне — в материале «Известий».

Статистика идет в рост

По оперативным данным Госавтоинспекции, только в течение 2018 года в России произошло больше 167 тыс. аварий, жертвами которых стали почти 18 тыс. человек. Это на 5,2% меньше показателей прошлого года, однако цифра все еще остается впечатляющей.

При этом в 19,9 тыс. случаев участниками аварии были дети, что незначительно, но выше показателей 2017 года. По итогам 2018 года, в результате дорожно-транспортных происшествий пострадали более 21,7 тыс. детей, погибли — 628 детей.

Фото: Экспертный центр «Движение без опасности»

Генерал-лейтенант Михаил Черников — начальник Главного управления по по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ

И хотя в целом, несмотря на стабильное увеличение автопарка, аварийность на дорогах постепенно снижается, количество происшествий с участием детей в последние годы продолжает расти (посмотреть статистику аварийности по годам и регионам можно на сайте Госавтоинспекции). Но, к слову, среди аварий, в которых страдают дети, наибольшее количество происшествий случается именно по вине взрослых водителей, число ДТП, виновниками которых являются юные пешеходы, становится всё меньше.

Нет сомнения в том, что за всё происходящее с ребенком, пока он является пассажиром автомобиля, отвечают взрослые. Потому что именно в силах взрослых минимизировать риск, соблюдая главные и негласные правила перевозки несовершеннолетних пассажиров: покупая и используя качественные детские удерживающие устройства, не нарушая правил дорожного движения и популяризуя на дороге культуру безаварийного вождения. Ведь именно взрослые принимают решения, последствиями которых становятся аварийные ситуации.

 

Единый фронт

Для того чтобы изменить ситуацию в корне, необходимо комплексное воздействие. И на взрослых, которым важно больше знать о том, к чему могут привести, казалось бы, незначительные проступки. И на детей, которым необходимо понимать, что они не менее ответственные пешеходы, водители и пассажиры, чем их родители. В последнее время, следуя вектором, намеченным национальной стратегией и президентскими указами, на пропаганду и усиленный контроль безопасности дорожного движения брошены объединенные силы многих министерств, ведомств, СМИ и общественных организаций.

Так, активно занимаются пропагандой безопасности дорожного движения в Госавтоинспекции — в рамках информационных кампаний инспекторы работают напрямую с водителями или юными пешеходами, объясняя им важность правил дорожного движения, рассказывая, как вести себя на дороге, чтобы свести к минимуму риски для себя и для других участников движения.

Фото: Экспертный центр «Движение без опасности»

Кроме того, в России активно развивается сеть отрядов юных инспекторов движения (ЮИД), которые помогают рассказывать о безопасности на дорогах. Юидовцы наравне с педагогами и представителями Госавтоинспекции участвуют в организации информационных мероприятий и уроков, которые проводятся в российских школах.

В том числе участники движения помогают организовывать информационные мероприятия и уроки, которые проводятся в российских школах благодаря поддержке Министерства просвещения страны. Принимают участие в таких занятиях и представители Госавтоинспекции.

«В ходе занимательного урока особое внимание инспекторы обратили на правила перехода проезжей части как на регулируемых, так и на нерегулируемых пешеходных переходах, а также рассказали о правилах дорожной безопасности во дворах», — рассказали в столичном ГИБДД о подобном уроке, который состоялся в одной из школ города Москвы.

Чтобы еще раз напомнить взрослым о том, что перевозка маленьких пассажиров связана с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье ребенка, Российский союз автостраховщиков (РСА) совместно с Госавтоинспекцией и экспертным центром «Движение без опасности» запустили социальную кампанию «Без вас не получится», цель которой — напомнить каждому, какие меры необходимо предпринимать и какие факторы учитывать, чтобы максимально снизить риски для детей — пассажиров или пешеходов.

Фото: Экспертный центр «Движение без опасности»

Ведь причины детского дорожно-транспортного травматизма могут быть различными: от сознательного нарушения правил дорожного движения до неверной оценки дорожной ситуации или мастерства водителя. И выбрать правильную стратегию поведения взрослым должны помочь опытные эксперты: сотрудник Госавтоинспекции, дорожный инженер, детский врач, учитель и инструктор по вождению.

— Новорожденный настолько маленький, хрупкий и незащищенный, что мы легко можем ему сами же и навредить, и никогда ведь себе этого не простим. Ведь на дороге может всё случится, и это необязательно зависит от родителей, — объясняет одна из героинь кампании, врач-акушер клинического госпиталя «Лапино» Юлия Маркова.

Чтобы родители смогли обеспечить своему малышу максимальную безопасность, в больнице им объясняют, как и почему сразу при выписке необходимо использовать детскую автолюльку, а далее — детское удерживающее устройство.

 

Безопасность на вырост

Следуя советам медиков, родители отправляются за покупкой качественного и надежного устройства. И тут на помощь им приходят уже другие эксперты — сотрудники Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института НАМИ, которые доподлинно знают, на какие критерии надо ориентироваться при выборе автокресла.

— Особое внимание стоит уделить механизмам крепления — как самого кресла, так и ремней, которыми пристегивается ребенок. Кресло может крепиться штатными ремнями, но предпочтительнее, если оно оборудовано системой Isofix, которая позволяет максимально снизить риск перемещения ребенка по салону в случае ДТП, — объяснил директор центра испытаний ФГУП НАМИ Денис Загарин.

При этом, по его словам, выбирать лучше устройства с развитой боковой защитой, которая может спасти маленького пассажира при боковом столкновении. Кроме того, важно всегда и везде пристегивать себя и ребенка вне зависимости от того, как долго и с какой скоростью предстоит ехать. Надо понимать, что в случае возникновения неожиданной опасности ни удерживающее устройство, ни ремень безопасности не появятся в машине сами собой — поэтому как об их приобретении, так и о своевременном использовании следует позаботиться заранее, до того, как вы начнете движение.

Фото: Экспертный центр «Движение без опасности»

Тем, у кого в семье несколько детей, возможно, стоит отдать предпочтение пусть и более бюджетному, но более просторному автомобилю, в котором будет предусмотрено больше пассажирских мест, а значит, и возможностей для крепления сразу нескольких детских удерживающих устройств.

Делая выбор в пользу надежности, а не дизайна или скорости, родители совершают, наверное, самый важный шаг в сторону безопасности, так как автокресло — это не панацея, оно лишь увеличивает шансы ребенка в случае аварии. Самый важный фактор защиты – понимание того, что на водителе лежит огромная ответственность за чужую жизнь, которое должно проявляться в соблюдении скоростного режима и отказе от рискованных маневров.

Изменения в правилах, штрафы и информационная работа, которую уже несколько лет ведут как инспекторы пропаганды Госавтоинспекции, так и врачи перинатальных центров, работающие с молодыми родителями, помогли повысить сознательность в родительской среде.

— Если раньше большинство родителей предпочитали перевозить малышей на руках или просто пристегивать их ремнями безопасности, то уже к концу 2018 года больше 63% водителей, путешествующих с детьми до 7 лет, использовали автокресла, — отметил полковник полиции Антон Белан.

 

Признаки стиля

Стиль вождения — как водителя, в автомашине которого находится ребенок, так и остальных участников движения — еще один важный фактор. Превышение скорости, обгон и совершение других рискованных маневров повышают вероятность дорожно-транспортных происшествий. А ведь в случае с маленьким ребенком серьезными травмами может закончиться даже несостоявшаяся авария, которой предшествовало резкое торможение.

— Нужно, чтобы каждый родитель знал простую истину — даже резкое торможение, а тем более авария для маленького ребенка, пусть он и находится в автокресле, крайне опасны! Рывок при торможении или столкновении может привести к сотрясению мозга или сильному ушибу. Взрослый человек может не ощутить на себе последствий, но для младенца или несовершеннолетнего это риск для здоровья и полноценного развития, — отмечает член правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. — Я вожу автомобиль, пассажирами которого часто являются мои дети. И мне сложно представить себе, куда мы должны так опаздывать, чтобы оправданно было подвергать их жизни такому риску!

Фото: Экспертный центр «Движение без опасности»

Исследование, проведенное в 2018 году в рамках социальной кампании «Повод для обгона» по всей стране, показало, что многие, принимая решение о совершении обгона недооценивают внешние факторы риска, а то и вовсе их не принимают во внимание. А тем временем этот маневр входит в число самых опасных и чаще других становится причиной ДТП.

Только среди столичных водителей каждый третий готов был на обгон в дождь, туман и снег (31%). И хотя большинство опрошенных россиян (83%) обещали не злоупотреблять опасным маневром, водители обычно признавались, что при принятии решения «обгонять — не обгонять» они ориентируются скорее на субъективную оценку ситуации (в том числе погодных условий и скорости движения другого транспортного средства), а не на объективные факторы. При этом надо понимать, что даже если подходить к обгону, как и к остальным маневрам, ответственно, нет гарантий, что ваш автомобиль в какой-то момент не окажется на пути у не рассчитавшего свои силы или скорость лихача.

Еще в 2017 году в ГИБДД предупредили, что каждое девятое ДТП в России (10,8% на первое полугодие 2017-го) происходит по вине водителя, выехавшего на полосу встречного движения. Среди аварий, которые привели к человеческим жертвам, статистика еще печальнее — выезд на «встречку» был причиной каждого третьего происшествия, в результате которого погибли люди (29,1%).

В 2018 году ситуация практически не изменилась — об этом, подводя итоги года, рассказали журналистам в Госавтоинспекции.

«Основными причинами дорожно-транспортных происшествий остаются: выезд на полосу встречного движения, в результате которого смертельные травмы получает почти каждый четвертый участник дорожного движения, каждый девятый погибает из-за нарушения правил расположения транспортных средств на проезжей части, каждый двенадцатый — из-за несоответствия скорости конкретным условиям, каждый двадцатый — из-за нарушения правил проезда перекрестков и неправильного выбора дистанции», — сообщил начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, генерал-лейтенант полиции Михаил Черников.

Фото: Depositphotos

Многие опрометчиво предполагают, что подобные аварии происходят только при совершении обгона в запрещенном месте. Но, предостерегают эксперты, около 80% происшествий случается там, где обгон разрешен. То есть даже при соблюдении всех правил этот маневр по-прежнему связан с повышенной опасностью, а значит, водителю стоит лишний раз задуматься, стоит ли вообще брать на себя и пассажиров — особенно маленьких — подобный риск.

Это относится ко всем участникам дорожного движения: каждый из тех, кто находится на дороге, должен помнить, что в каждой машине всегда может оказаться маленький пассажир, для которого любое столкновение в сотни раз опаснее, чем для взрослого. И чтобы не стать виновником трагедии поневоле, рисковать не стоит. В конце концов, для предупреждения детского травматизма на дорогах важно участие каждого, и именно поэтому призыв общей кампании РСА и Госавтоинспекции говорит нам — «Без вас не получится».

Материал подготовлен в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах».

 

События