За прошедшие 10 месяцев 2015 года в 45 тысячах дорожно-транспортных происшествий с пешеходами погибли свыше 5,5 тысяч человек и более 40 тысяч пострадали. Более половины погибших пешеходов – около 3,6 тысяч человек – стали жертвами автокатастроф в темное время суток. Несмотря на то, что по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. наблюдается снижение по вышеуказанным показателям, число жертв по-прежнему остается высоким.
Этой проблеме была посвящена конференция «Жизнь по правилам: безопасность пешеходов», в ходе которой эксперты в области дорожного движения рассмотрели основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов и возможности для повышения уровня дорожной безопасности в стране.
В 2013 году Постановлением Правительства была утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2020 годы», направленная на сокращение смертности от ДТП. «Перед нами поставлены очень амбициозные задачи о снижении к 2020 году на 8 тыс. человек жертв ДТП, - отметил в ходе обсуждения генеральный директор Дирекции по управлению Федеральной целевой программы Андрей Погребняк. – Программа состоит из многих блоков: это и инфраструктурные вопросы, и большая работа в научной области, разработка новых методов по организации обеспечения безопасности дорожного движения. Но, помимо этого, мы должны создать систему пропаганды с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере безопасности дорожного движения и сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах, повысить культуру вождения, вместе с министерствами развить современную систему оказания помощи пострадавшим в ДТП».
Чтобы реализовать поставленную цель на протяжении четвертой декады 2015 года во Владимирской, Калужской и Смоленской областях проводится социальная кампания «По правилам». Проект реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» при поддержке Госавтоинспекции МВД России и экспертного центра «Движение без опасности».
В кампании поднимаются четыре темы, являющиеся главными причинами тяжелых последствий ДТП: превышение скоростного режима, перевозка детей без детских удерживающих устройств, пренебрежение ПДД пешеходами и игнорирование правил использования ремней безопасности. До конца года во Владимирской, Смоленской и Калужской областях будут проходить интерактивные уроки в дошкольных учреждениях, школах, учреждениях среднего и высшего профессионального образования и автошколах. Мероприятия ориентированы как на обучение юных участников движения основам ПДД, так и на формирование ответственного поведения среди взрослых пешеходов, пассажиров и будущих водителей.
Проведенный социологический опрос уже сейчас демонстрирует положительные тенденции. «В Калуге выросла доля тех, кто всегда использует ремень безопасности на переднем сидении с 67% до 89%, - рассказала в ходе конференции президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. - Стало больше родителей, знающих, как правильно устанавливать детские автокресла (до 94% опрошенных). Доля участников дорожного движения, которые хорошо осведомлены, в каких случаях пешеходы должны носить световозвращающие элементы и аксессуары на одежде и где эти элементы должны находиться выросла с 13% до 67%. Также выросла доля тех людей, кто понимает, что использование световозвращающих элементов значительно улучшает видимость пешеходов, предотвращая ДТП (с 62% до 97%). Во Владимире четыре из десяти человек стали бы использовать световозвращающие элементы в темное время суток. Половина опрошенных говорят о том, что скорее всего будут их использовать в будущем. В Смоленске после проведенной рекламной кампании выросла доля тех, кто знает, как правильно переходить проезжую часть по регулируемому переходу (до 98%), по нерегулируемому пешеходному переходу – до 93%», - добавила президент экспертного центра.
Заместитель губернатора Калужской области Руслан Смоленский отметил, что в регионе власти столкнулись с парадоксальной ситуацией: чем лучше качество дорог, тем чаще происходят дорожно-транспортные происшествия. «Тогда мы начали работать над оказанием медицинской помощи и на основных узлах развивать сеть оказания медицинской помощи, скорой помощи. Но порядка 86% жертв погибают на месте ДТП, а, значит, главная беда – в низкой дисциплине водителей и высоких скоростях, с которой они перемещаются».
Поэтому, по словам замгубернатора, необходимо воспитывать население, начиная с детей. Кроме того, важно, чтобы пример подавали и первые лица региона. Так, в Калужской области стартует акция «Начни с себя», и уже в ближайшие дни губернатор примет в ней участие – сделает «селфи» в автомобиле с пристегнутыми ремнями безопасности.
В рамках пресс-конференции большое внимание было уделено световозвращающим элементам. Известно, что ближний свет фар позволяет водителю увидеть пешехода на дороге на расстоянии 25-50 метров. Если пешеход применяет световозвращатель, то расстояние увеличивается до 150-200 метров. При дальнем свете фар дистанция, на которой пешеход со световозвращателем виден, увеличивается до 350 метров.
На сегодня одной из главных задач является обеспечение доступности световозвращающих элементов, особенно в удаленных регионах. Для этого Почта России совместно с Госавтоинспекцией запускает программу по обеспечению россиян световозвращающими элементами, которые можно будет приобрести в почтовых отделениях на всей территории страны. Их стоимость будет совсем невысока. Благодаря широкой географии почтовых отделений, новая продукцию смогут купить жители всех регионов, включая самые отдаленные населенные пункты субъектов РФ. «Мы планируем не только поставлять в почтовые отделения световозвращатели, но и обучать наш персонал, чтобы операторы почтовых отделений и почтальоны могли информировать граждан о важности использования световозвращателей, а также на своем примере демонстрировать правильность их ношения», – рассказал генеральный директор Почты России Дмитрий Страшнов.
О необходимости соблюдать нормы качества при производстве световозвращающих элементов рассказал председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов. «Для начала мы заказали разработку Национального стандарта на световозвращающие изделия и аксессуары для пешеходов. В разработке требований к этому стандарту активное участие принимали сотрудники ГУОБДД, которые сейчас также помогают в его согласовании в Росстандарте. Теперь мы создаем систему общественного контроля качества продаваемых в регионах световозвращателей на базе отделений «Союза пешеходов». Качество – очень актуальная проблема, т.к. из 17-ти образцов световозвращателей, купленных нами в магазинах и через интернет, лишь 5 соответствовали требованиям, заложенным в Национальный стандарт», - добавил он.
В рамках пресс-конференции выступили также Уполномоченные по правам ребенка Калужской, Владимирской и Смоленской областей. Они отметили, что кампания должна продолжаться постоянно, чтобы мероприятия носили не разовый характер, а регулярный. Кроме того, необходимо сделать акцент на родительском сообществе, так как, показывает практика, родители многого не знают и задают на собраниях массу вопросов. Также необходимо, чтобы была налажена межведомственная работа по повышению безопасности дорожного движения.
В рамках пресс-конференции выступили также Уполномоченные по правам ребенка Калужской, Владимирской и Смоленской областей. Они отметили, что кампания должна продолжаться постоянно, чтобы мероприятия носили не разовый характер, а регулярный. Кроме того, необходимо сделать акцент на воспитании родительского сообщества: практика показывает, что родители многого не знают и задают на собраниях много вопросов. Также необходимо, чтобы была налажена межведомственная работа по повышению безопасности дорожного движения.
Итоги пресс-конференции подвел начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант полиции Виктор Иванович Нилов. Он подчеркнул, что пока в вопросе повышения безопасности дорожного движения мы находимся в начале пути. Однако радует, что сегодня можно говорить уже не об обучении безопасному движению, а о закреплении навыков.
«Отмечу, что проект «По правилам» - это не социальная кампания в привычном понимании, но каждодневная работа, в которой очень много составляющих, и чем активнее мы подключим к этой работе всех: общественные организации, блогосферу, средства массовой информации, тем выше будет эффективность. И неоценима здесь роль глав регионов, которые выразили свою поддержку в рамках стартовых пресс-конференций», - подчеркнул Виктор Нилов.
Участники встречи выразили свое согласие со словами Главного госавтоинспектора страны и заверили, что работа в области повышения дорожной безопасности будет продолжена не только в рамках социальных программ, но и собственными силами заинтересованных министерств, ведомств, общественников, Уполномоченных по правам ребенка, экспертных сообществ и СМИ.