Вот уже более полутора лет практически вся Россия, занятая пассажирскими перевозками, должна не только соблюдать режим труда и отдыха, но и регистрировать каждую остановку с помощью такого устройства, как тахограф. Что изменилось за это время в ситуации на дорогах, законодательстве, а, главное, головах россиян?
Ситуация с аварийностью на грузовом и пассажирском транспорте обострилась по сравнению с прошлым годом. Так, за 10 месяцев 2015 с участием пассажирского автотранспорта произошло 4012 ДТП (+8,1% к тому же периоду 2014 года), в которых погибло 268 человек (+28,8%) и было ранено 6272 человека (+12%). То есть, количество аварий не только увеличилось, но и их последствия для людей стали более тяжелыми и трагичными.
Доля дорожных происшествий, совершенных по вине водителей грузового и пассажирского транспорта составляет 8,5% от общего числа ДТП (12804), погибших в них – 8,8% от общего числа жертв ДТП (1667 человек), пострадавших – 9,2% от общего числа раненых в ДТП (17459 человек).
Эксперты объясняют эту тенденцию тем, что достигнута некая критическая масса, которая копилась долгие годы и дала эффект именно сейчас. Увеличение количества автобусов, принадлежащих физическим лицам, и уменьшение числа автобусов, находящихся в собственности юридических лиц, ведет за собой снижение уровня ответственности. Бесплатный порно всидео чат с голыми женщинами в режиме нон стоп ты можешь в лбюбой момент занять вирт сексом по вебке на официальном сайте cam4 ком поможет тебе найти сегодня девочку для виртика по вебке прямо сейчас не тупи - заходи и общайся с мокрощелками по веб камере которые в легкую разводятся на поебаться. Отсутствует или фальсифицируется технический осмотр, предрейсовый и послерейсовый контроль, водители постоянно перерабатывают, потому как доход физических лиц напрямую зависит от количества выполненных ими рейсов, а не от их качества и безопасности. Присутствие физических лиц на рынке пассажирских перевозок стало большим, чем присутствие юридических: физлица владеют 440 198 единицами транспорта, юрлица – 437 873. Превышение кажется незначительным, но его последствия ощутимы.
Кроме того, физические лица не обязаны устанавливать тахографы на свои транспортные средства, соответственно, не соблюдаются режимы труда и отдыха, а контролирующие органы лишены возможности проверять, когда в последний раз водители делали остановку. Возможно, это пятая подряд смена, и существует огромный риск того, что водитель уснет за рулем, выедет на «встречку» или улетит в кювет вместе со всеми пассжаирами.
В текущем году был подготовлен ряд важных поправок к Федеральному закону «О безопасности дорожного движения». Глобально изменения предполагают единые требования к перевозчикам, независимо от форм собственности, в которой у них находятся транспортные средства. В законопроекте предлагается разрешить физическим лицам пользоваться исключительно специализированными остановками, если отдых длится более восьми часов, а транспортные средства должны будут соответствовать всем требованиям безопасности. В частности, автобусы придется оснастить тахографами, соблюдение режимов труда и отдыха тоже станет обязательным для всех.
Конечно, требуется и другие доработки. Чтобы была возможность проверить не просто наличие или отсутствие тахографа, а его работу, необходимо, чтобы инспектор владел детальным представлением об устройстве прибора и имел возможность оштрафовать человека, если в тахографе не установлена карточка водителя или устройство работает неправильно. При этом, в первый раз, оно может работать неправильно от незнания, а во второй – от желания что-то скрыть.
Еще одно нововведение, которое дало бы российской тахографии возможность успешно развиваться, - предоставление судам четкого алгоритма, по которому могли бы рассматривать показания тахографов и принимать их в расчет при вынесении решений. В этом случае тахограф мог бы играть роль, аналогичную черному ящику, а зона его ответственности не кончалась бы в салоне автобуса или грузового автомобиля, а расширялась бы вплоть до зала судебных заседаний.
Известен факт о том, что с момента введения обязательного использования тахографов в Европе общее число ДТП с участием грузового и пассажирского транспорта снизилось на 22%, а число аварий со смертельным исходом сократилось на 55%. Такие результаты были достигнуты за одно десятилетие. Эксперт «Рустахоконтроля» Геннадий Мирошин говорит о том, что России потребуется меньше времени, чтобы добиться подобных успехов: «Ведь в Европе сначала ввели аналоговый тахограф, а он позволяет довольно легко манипулировать данными и достаточно сложно обнаруживать, что эти манипуляции были произведены. Поняв это, европейцы заменили его на цифровой, дисциплинированность у водителей появилась только после этого шага. Я думаю, что нашей стране хватит 5-10 лет, чтобы привыкнуть к применению цифрового тахографа».
Крайне важным фактором, который уже начал служить добрую службу всем, кто пользуется пассажирским транспортом, является участие СМИ в освещении ДТП с автобусами и маршрутками. Практически в каждом сюжете, посвященном авариям, журналисты стараются уделить внимание вопросу состояния водителя, регулярно рассказывая о случаях, когда автобусы попадают в ДТП из-за усталости, сна, плохого самочувствия человека, который управлял ими. Это способствует тому, что пассажиры сами начинают задумываться о том, кому они доверяют свою жизнь и здоровье.
Важные изменения происходят в сознании людей. Если раньше журналисты и их аудитория старались понять уснувшего водителя, объясняя, что он был вынужден перерабатывать из-за большой семьи, маленьких детей, тяжелых жизненных обстоятельств, то количество последних аварий, тяжесть их последствий, заставляет людей мысленно ставить себя не на место водителей, а на место погибших пассажиров и их родственников.
Эксперт «Рустахоконтроля» Геннадий Мирошин считает, что даже этого может хватить, чтобы сильно изменить ситуацию на дорогах: «Люди сами будут голосовать рублем за ответственных, добросовестных перевозчиков, которые думают не о выгоде, а о людях, в том числе, не только о пассажирах, но и о водителях, которых нельзя эксплуатировать, заставляя выполнять 5 смен в день. Да, на данный момент, они, может быть, заработают чуть больше, но их «спишут», как только у них начнутся проблемы со здоровьем, а это произойдет намного быстрее, чем могло произойти, если бы люди с уважением относились к работе своих подчиненных», - подчеркнул эксперт.