24 августа 2020 года в России в рамках Федеральной̆ целевой̆ программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» стартует новая волна информационно-пропагандистской̆ кампании «Навстречу безопасности», нацеленной̆ на повышение текущего уровня знаний участников дорожного движения, а также мотивацию роста грамотности и ответственности на всех уровнях взаимодействия водителей̆, пассажиров, пешеходов и детей̆, как участников дорожного движения.
В этом году широкомасштабная социальная кампания, реализующаяся при поддержке Госавтоинспекции МВД России, охватит территории Волгоградской области, а также республики Калмыкия и Адыгея.
На протяжении шести лет существования Федеральной̆ целевой̆ программы проводится последовательная комплексная работа, позволяющие выполнять важнейшие задачи федерального уровня — добиваться снижения смертности в дорожно-транспортных происшествиях.
Вопросы безопасности на дороге сегодня находятся в центре внимания правительства и президента страны. В январе 2018 года была утверждена стратегия безопасности в Российской̆ Федерации на 2018–2024 годы, которая должна обеспечить «повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой̆ смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году». Данные амбициозные цели стали логическим продолжением списка поручений президента России Владимира Путина, данного в марте 2016 года, и направленного на сокращение травматизма и аварийности на дорогах страны.
Промежуточные итоги реализации мероприятий в рамках списка поручений дали в целом положительную тенденцию снижения показателей̆ аварийности. Однако в некоторых регионах количество дорожно-транспортных происшествий и число пострадавших по-прежнему демонстрируют положительную динамику, что означает необходимость осуществления дополнительной направленной работы по повышению уровня знаний в области безопасности дорожного движения.
Федеральная целевая кампания «Навстречу безопасности» предназначена просвещения и обучения для всех категорий участников дорожного движения. В рамках кампании разработаны уникальные программы, направленные на проработку проблемы детского дорожно-транспортного травматизма, а том числе и с участием детей-пассажиров, образовательные программы для водителей, пешеходов и методические рекомендации для педагогов, медицинских работников и сотрудников отделов пропаганды ГИБДД.
Ключевым элементом кампании является команда профессиональных тренеров, проводящих занятия по разработанной̆ экспертным центром «Движение без опасности» методике, учитывающей̆ европейский̆ и российский̆ опыт работы в направлении снижения детского дорожно-транспортного травматизма. Ярким элементом и своеобразным символом кампании является специализированный автомобиль, укомплектованный̆ всем необходимым оборудованием, с помощью которого можно оперативно создавать мобильные обучающие площадки для любой аудитории.
Учитывая сложившуюся в 2020 году эпидемиологическую ситуацию, команда экспертов кампании в не только посетит образовательные, социальные и медицинские учреждения, но и проведет удаленные занятия по сети Интернет с теми категориями жителей регионов, которые находятся в группе риска.
Кроме того, в каждом регионе организаторы проведут интерактивный̆ семинар для педагогов и воспитателей̆ образовательных учреждений, передав им навыки, необходимые для проведения занятий по правилам безопасного поведения на дорогах с использованием современных методологии, разработанных экспертным центром. Концепция программы, лежащая в основе компании, основана на профилактике факторов риска, влияющих на количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть. Программа ориентирована не только на непосредственных участников движения - водителей̆ и пешеходов, но также учитывает и пассивные составляющие: сложности, возникающие при использования общественного транспорта, особенности организации трансферов, групповых детских перевозок, необходимость правильной перевозки детей-пассажиров.
Директор Дирекции по управлению Федеральной̆ целевой̆ программой̆ Андрей Николаевич Погребняк.
— Сегодня над безопасностью дорожного движения работает комплексная система, включающая в себя как инфраструктурные изменения и применение новейших цифровых методов фото фиксации, так и комплексы образовательно-воспитательных мер, которые особенно эффективны, применительно к юным участникам дорожного движения. Одна из важнейших задач федеральной целевой программы - профилактика ДТП. Реализация программы дает положительный̆ эффект, который имеет и пролонгированное действие: результаты работы влияют на улучшение безопасности дорожного движения не только во время действия проекта, но и после его завершения.
Заместитель начальника ГУОБДД МВД России, генерал-майор полиции Олег Евгеньевич Понарьин.
- Проведение информационно-пропагандистских кампаний особенно важно для тех регионов, где наблюдается негативная динамика показателей безопасности. Просвещение всех участников дорожного движения и особенно воспитание подрастающего поколения оказывает комплексное воздействие, обеспечивает повышение знаний и мотивирует к выполнению правил дорожного движения. Кроме того, кампания «Навстречу безопасности» работает и с педагогами общего и дополнительного образования, проводя своеобразный курс повышения квалификации, что позволяет качественно усовершенствовать дальнейшую работу с детьми по обучению их навыкам безопасного поведения в процессе участия в дорожном движении и тем самым активизировать профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.
Генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Вячеславович Мельников.
— Дети с первых дней̆ своей̆ жизни, путешествуя вместе с родителями, являются самыми уязвимыми участниками дорожного движения. Именно потому более 70% активностей̆, запланированных в рамках социальной̆ кампании «Навстречу безопасности», ориентированы именно на информационную работу с родителями и детьми. Работа в этом направлении — это не только сохранение детских жизней̆, но и огромный̆ вклад в воспитание будущего поколения грамотных и культурных участников дорожного движения.
Дополнительная информация:
На территории каждого региона - участника проекта автомобиль проведет около недели, за это время тренеры посетят детские образовательные учреждения, перинатальные и социальные центры, примут участие в открытых образовательных мероприятиях на территории парков и площадей, а также проведут курс повышения квалификации для педагогов по безопасности дорожного движения.
Ранее проект «Навстречу безопасности» (2016–2017 гг.) и его предшественник — программа «По правилам» (2015 г.) уже были реализованы на территории Республик Северного Кавказа, в Северо-Западном и Центральном федеральном округах, Омской̆ и Амурской области, Алтайского, Красноярского, Хабаровского и Приморского края. Под девизами «Незнание не освобождает от последствий» и «Правила созданы, что бы их соблюдать» жителей̆ регионов учили правильно пристегиваться, пристегивать детей̆, не превышать скорость и безопасно передвигаться пешком по зонам, предназначенным для пересечения проезжей̆ части.
По итогам проведения активностей̆ в рамках кампаний аналитическим центром НАФИ были зафиксированы определённые положительные изменения в восприятии участниками движения собственной̆ безопасности и безопасности других людей̆. Люди стали чаще обращать внимание на нарушения правил дорожного движения и реже оставаться к этому равнодушными.
Так в Чеченской̆ республике с 35% до 7% сократился процент опрошенных, ни разу не слышавших о светоотражающих элементах, 12% стали чаще пристегиваться на заднем сидении и более чем в 3 раза сократилась доля респондентов, дети которых не имеют велошлемов (с 40% до 12%).
Также в республике на 39% снизилось число тех, кто совершает обгоны по полосе дороги, предназначенной̆ для встречного движения, в местах, где это разрешено, с пассажирами в салоне автомобиля.
В Северо-Западном федеральном округе (Псковская, Новгородская и Ленинградская области) на 9% больше респондентов начали пристегиваться при поездках на переднем сидении.
В Новгородской̆ области на 27% повысилось число респондентов, знающих как правильно установить автокресло в салоне автомобиля и на 15% увеличилось число тех, кто отказывается от поездки в такси с ребёнком, если там нет автокресла.
В Ленинградской̆ области на 44% увеличилось число водителей̆, следящих за тем, пристегиваются ли пассажиры, и делающих им замечания по этому поводу.
В Алтайском крае водители стали чаще соблюдать скоростной̆ режим на подъездах к пешеходным переходам (78% против 97%), в жилых зонах и придворовых территориях (77% против 95%), а также рядом с образовательными организациями (81% против 95%).
В Красноярском крае в два раза выросла доля родителей̆ детей̆ в возрасте до 12 лет, которые при покупке одежды ребенку ориентируются на наличие на ней световозвращающих элементов.
В Омской̆ области на 25 п.п. (до 67%) выросло число жителей̆, которые всегда переходят дорогу только по пешеходному переходу.
По отзывам сотрудников ГИБДД в Хабаровском и Приморском крае уже в течение последующих трех месяцев было отмечено существенное снижение числа ДТП и детского дорожно-транспортного травматизма.