Экспертный центр «Движение без опасности» (далее ДБО) представил результаты исследования «Вопросы безопасности в сфере каршеринга». В нем проанализированы данные за 2018-2019 годы по развитию сферы услуг краткосрочной аренды автомобилей в Москве и Санкт-Петербурге, портрет среднестатистического водителя каршеринговых автомобилей, статистика ДТП с участием автомобилей каршеринга, кроме того, был исследован спектр решений операторов каршеринга для контроля за безопасностью поездок.
Эксперты пришли к выводам, что с 2018 по 2019 годы роста уровня аварийности каршеринга не произошло - количество аварий растет пропорционально с увеличением числа машин и пользователей. Чаще всего виновниками ДТП с пострадавшими становится самая малочисленная аудитория сервиса.
Уровень аварийности каршеринга не изменился
Количество ДТП с участием автомобилей каршеринга за 2019 год выросло на 340%. Однако число пользователей сервиса за это время увеличилось в 4 раза.
Парк автомобилей только в Москве вырос на 100%. Таким образом, рост числа ДТП с участием каршерингового транспорта напрямую связан с общим ростом числа пользователей сервиса, уровень аварийности остается прежним, а в некоторых сегментах показывает даже отрицательную динамику. Так, в 2018 году на 1000 пользователей сервиса каршеринга приходилось 2,02 ДТП, в 2019 году – 2 ДТП.
Профиль нарушений ПДД водителями каршеринга и теми, кто управляет личным автомобилем, практически полностью совпадает, но водители арендованных автомобилей значимо реже выезжают на встречную полосу или нарушают правила расположения на проезжей части.
В серьезных авариях чаще всего виноваты водители в возрасте 18-25 лет – самая малочисленная категория пользователей сервиса
По данным ГИБДД МВД РФ 78% ДТП с пострадавшими по вине водителей каршеринга в 2019 году произошли при участии арендаторов автомобиля в возрасте 18-25 лет, со стажем вождения от 2 до 5 лет. Как выяснили эксперты ДБО, именно эта возрастная категория молодых водителей пользуется услугами каршеринга наиболее редко и составляет всего 6% пользователей. В целом же у 18% арендаторов машин стаж вождения составляет от 2 до 5 лет.
Подавляющее число водителей каршеринга (73%) имеют возраст от 26 до 45 лет и опыт вождения - от 5 до 25 лет. По данным Департамента транспорта Правительства Москвы, средний водительский стаж московского пользователя каршеринга составляет 8 лет.
Наиболее распространенный профиль водителя каршеринга – семьянин с детьми и доходом выше среднего
Среднестатистический пользователь каршеринга – семейный работающий россиянин, с доходом выше среднего, высшим образованием, в возрасте около 30 лет, стажем вождения около 8-10 лет, с одним ребенком или детьми (у 26% пользователей нет детей).
У подавляющего большинства водителей есть в семье собственный автомобиль (93%), что позволяет предположить, что автомобиль каршеринга они используют в качестве подменного в случае, когда неудобно или невозможно использовать собственный.
Меры повышения безопасности российских операторов каршеринга
Сейчас российские операторы каршеринга, в отличие от западных, в большинстве своем предъявляют к водителям требования с ограничением по возрасту - с 21 года, и стажем вождения от 2-х лет (за исключением «Делимобиль», доступ к автомобилям которых в Москве и МО открывается с 19 лет и 1 года стажа, а в некоторых регионах доступ открывается водителям без ограничений по стажу и возрасту).
Помимо этого, большинство операторов внедряет системы наказаний за агрессивное вождение и нарушение ПДД, а также проводит скоринг (рейтинг) водителей в соответствии с официальными данными Госавтоинспекции
Российские операторы каршеринга используют большой спектр решений для повышения безопасности поездок, их список шире, чем в западных компаниях. Наибольшее количество инициатив зафиксировано у оператора «Яндекс.Драйв», за ним следуют YouDrive и «Делимобиль».
Рекомендации по разработке дополнительных мер безопасности в сфере каршеринга
Генеральный директор ДБО Вадим Мельников считает, что типовые проблемы с безопасностью в сфере каршеринга не всегда можно решить исключительно регуляторными мерами, в частности штрафами и ограничениями в работе операторов.
«Часто более эффективны технологические решения, такие как системы предупреждения о нарушении дистанции и превышении допустимой скорости движения, тестирование новых пользователей на знание ПДД, анализ манеры вождения водителей в режиме реального времени и другие. Ряд мер, которые предпринимаются в западных каршеринговых компаниях, может быть полезен и на российском рынке. Например, использование в автопарках автомобилей с мониторингом слепых зон, системами адаптивного торможения, вознаграждение водителей, не пользующихся мобильным телефоном во время поездки — это может отслеживаться приложением, – отмечает Мельников.
Учитывая статистику нарушений водителей, приведших к ДТП, данные по аварийности, социально-демографические характеристики водителей и другую информацию из отчета, специалисты экспертного центра рекомендуют каршеринговым компаниям разработать проекты, направленные на проработку факторов риска для водителей каршеринга. Например, обучение водителей соблюдению безопасной дистанции, безопасному маневрированию в потоке, выбору безопасной скорости движения в зависимости от местонахождения и плотности и скорости потока, безопасному проезду перекрёстков, профилактику отвлечения внимания от вождения, программы для начинающих водителей.
Ознакомиться с исследованием
https://yadi.sk/i/79z_CsHFaRx0Ow