За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2020г. на дорогах России погибло 15 788 человек

В Российском университете транспорта прошла конференция на тему «Профессиональное обучение водителей транспортных средств в контексте государственной политики в сферах транспорта и образования».

Вопрос качества профессиональной подготовки водителей в последнее время поднимается все чаще. Сама по себе тема не нова, но известие о начале разработки более актуальных программ обучения дало новый виток обсуждениям и дискуссиям. 

Проблема намного шире, чем может показаться на первый взгляд. Вопреки распространенному мнению она касается не только нынешних и будущих учеников автошкол, но и опытных автолюбителей, в том числе профессионально занимающихся перевозками, и пешеходов, безопасность которых также зависит от того, насколько качественное обучение прошли водители на российских дорогах, в особенности те, кто управляет общественным транспортом.

8 сентября в Российском университете транспорта состоялась конференция на тему «Профессиональное обучение водителей транспортных средств в контексте государственной политики в сферах транспорта и образования». Обсудить вопрос собрались представители различных сфер и профессий, что не только в очередной раз продемонстрировало значимость темы, но и способствовало непредвзято и подробно рассмотреть ее с разных аспектов.

Участие в обсуждении приняли первый заместитель председателя правления МОО «Национальный комитет общественного контроля» кандидат юридических наук Владимир Зубрин, заместитель директора Юридического института РУТ (МИИТ), доктор филологических наук, профессор, эксперт Рособрнадзора Геннадий Слышкин, заслуженный деятель науки России Александр Землин, генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников, и.о. заведующего кафедрой «Правовое обеспечение деятельности и безопасности транспортного комплекса», кандидат юридических наук, доцент Светлана Борисова и другие.

Качество обучения будущих водителей должно начинаться с достойного уровня подготовки самих инструкторов, поэтому одним из немаловажных вопросов, затрагиваемых на конференции, стал процесс формирования и совершенствования компетенций преподавательского состава автошкол.  К сожалению, в настоящий момент требования для входа в профессию минимальные: трехлетний стаж вождения в соответствующей категории, отсутствие факта лишения прав в течении 5 лет, и прохождения коротких курсов профессиональной переподготовки с минимальной длительностью 16 часов.

В своем выступлении Геннадий Слышкин высказался за то, чтобы должности «преподаватель профессионального обучения водителей транспортных средств» и «инструктор по практическому обучению водителя транспортного средства» были официально введены в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. По его мнению, квалификационные требования к этим должностям необходимо ввести в профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Следующий логично возникающий вопрос – как и чему учат будущих водителей в автошколах? Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий были утверждены Министерством образования и науки России в 2013 году. Сложно сосчитать, сколько правок и нововведений было внесено в Правила дорожного движения за это время, ведь они обновляются несколько раз в год. Отдельно стоит выделить вступлением в силу нового регламента сдачи экзамена в ГИБДД МВД РФ. После него потребность в актуализации структуры и содержания программ стала действительно неоспорима.

Выступая с докладом, Вадим Мельников подробно изложил эти и другие ключевые предпосылки для актуализации программ профессионального обучения водителей и провел презентацию нового проекта «Разработка программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий на 2021 год».

Эксперт ознакомил коллег и слушателей с задачами и основными этапами проекта, рассказал о первых достигнутых результатах и поделился планами на дальнейшую работу.

Несмотря на то что многое еще только предстоит совершить, серьезная работа уже проделана. Проведенное исследование помогло выявить основные проблемы, обобщение и анализ существующих материалов по профессиональной подготовке водителей, дали возможность выделить и описать лучшие обучающие практики и технологии.

По проекту создана рабочая группа, с которой 19 августа было проведено первое заседание. 31 августа состоялся Круглый стол, на котором были подготовлены и представлены три проекта программы подготовки водителей ТС категории «B». В настоящее время ведется доработка методических рекомендация по их реализации.

«Мы стали исполнителями этого проекта, и очень хочется, чтобы работа была максимально эффективной и профессиональной. Сегодняшняя конференция поможет расширить круг взаимодействия, что должно дать свои результаты», - подвел итог своего выступления Вадим Мельников.

События