За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2020г. на дорогах России погибло 15 788 человек

Эксперты обсудили качество подготовки водителей в эфире программы «Стоит задуматься» на ОСН

В связи с предстоящей модернизацией программ обучения в автошколах, вопросу качества подготовки водителей уделяется все больше внимания.

«В 2020 году лишь каждый четвертый из обучающихся сдал экзамен с первого раза. Такая тенденция сохраняется уже несколько лет», - охарактеризовал ситуацию Глава МВД РФ Владимир Колокольцев.

7 октября в эфире программы «Стоит задуматься» на ОСН автоэксперты встретились на круглом столе, чтобы обсудить нынешний уровень подготовки водителей, рассмотреть существующие проблемы и поделиться своими размышлениями на тему, как изменится ситуация после вступления в силу новых программ обучения.

В программе приняли участие председатель союза автошкол Александр Ачкасов, руководитель учебного центра компании «Автодром тренинг» Вячеслав Максимычев и руководитель экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко.

По словам Александра Ачкасова, необходимость в изменении подходов к обучению возникла достаточно давно. Нынешние программы сильно устарели, более того, возникает большая сложность с контролем за их соблюдением со стороны ГИБД. Взять, хотя бы, тот факт, что сейчас многие школы переходят на дистанционное обучение.

Еще одна из проблем - отсутствие в программах разделения между «любителями» и профессиональными водителями. В настоящий момент основы грузопассажирских перевозок составляют около 30% от общей продолжительности обучения. Возникает вопрос, нужно ли это людям, использующим автомобиль исключительно в личных целях, и не лучше ли посветить это время изучению более полезных навыков.

«Президентом была поставлена задача: к 2024 году снизить уровень смертности на дорогах до отметки не более 4%, а к 2030 году – выйти на нулевой уровень. После этого приказа начали ремонтировать и строить новые дороги и мосты, а про автошколы совершенно забыли.

Но ведь именно они являются первой ступенью обучения, и именно с уровня подготовки надо начинать. 80% всех аварий происходит по одним и тем же причинам – именно над этим нужно работать», - поделился Александр Ачкасов.

Вячеслав Максимычев в своем выступлении сделал упор на квалификации самих мастеров производственного обучения. По его словам, в странах Евросоюза их уровень подготовки и требования к нему намного выше. Обучение так называемого, учителя по вождению, занимает не менее полугода, экзамен сдается с государственной комиссией. Получение подобного образования стоит не менее 25 тысяч евро. В обучении большое внимание уделяется психологии и взаимоуважению на дороге. У нас же значимость профессии нивелирована – многие идут преподавать в автошколы в качестве подработки.

«Я бывал на процедуре приема экзамена в Германии: там есть единый экзаменационный лист, маршрутная карта. Они находится и у представителя автошколы, и у экзаменатора, что дает возможность вдвоем прийти к консенсусу, умеет человек водить или нет.

Еще у нас очень большая нагрузка на человека, принимающего экзамены. В Европе на одного экзаменатора приходится не более 8 человек в день, у нас же это число доходит до 20-30.

Изобретать велосипед не надо, можно многое спроецировать из стран Евросоюза на нашу площадку», - рассказал Вячеслав Максимычев.

Елена Борисенко выразила солидарность с коллегами и подробнее раскрыла затронутые темы.

По ее словам, одной из ключевых проблем, связанных с обучением по текущим программам является сам их статус – в законодательстве они определены, как примерные. Необходимые к освещению темы перечислены блоками, далее каждая автошкола самостоятельно создает программы, по которым кандидаты в водители будут обучаться по факту. Безусловно, есть добросовестные автошколы, которые делают это качественно, но находятся и такие, которые в силу своей интерпретации могут не посчитать какие-то вещи важными и не включить их в обучение. И это не выявить проверками – в настоящее время автошколы проверяются только с точки зрения материально-технической базы.

Помимо этого, старые программы попросту устарели и не отражают тех нововведений, которые были внесены в правила дорожного движения в последние 8 лет. В качестве примера можно взять детскую перевозку – на этот счет было много изменений в ПДД, а в автошколах вопрос по-прежнему не совещается достаточно качественно. И таких примерно множество.

Также есть проблема в общей информированности населения на тему того, по каким принципам можно оценить качество подготовки в конкретной автошколе.

«Люди приходят учиться, но они не знают, как оценивать качество обучения, потому что у них нет никаких критериев. Они обращают внимание на самые очевидные факторы – есть ли площадка и тд. Но как подается программа – у них нет никаких опорных точек, чтобы оценить это. Они просто принимают на веру то, что им выдается.

Когда я получила права и вышла на дорогу в качестве начинающего водителя, я начала самостоятельно и уже более осознанно изучать ПДД. К примеру, я поняла, что дистанцию нужно измерять в секундах, а не в метрах. В автошколе мне об этом никто не говорил.

Сейчас мы разрабатываем новые программы, они будут более конкретными, с модульной системой, с индивидуальным подходом к разным типам учеников. Также готовятся программы по повышению квалификации мастеров производственного обучения. Безусловно, впереди еще апробация, но так или иначе процесс запущен, и мы ждем перемен к лучшему», - заключила Елена Борисенко.

Смотреть эфир: https://www.osnmedia.ru/video/uroven-podgotovki-voditelej-v-avtoshkolah/

События