За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2020г. на дорогах России погибло 15 788 человек

В Москве представлен проект программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В»

8 ноября 2021 года в Москве на базе Автошколы «СТАРТ» в офлайн и онлайн форматах был представлен проект новой программы по обучению водителей легковых автомобилей в автошколах. Прямая трансляция программы велась в сети интернет, благодаря чему по всей России с проектом смогли ознакомиться все желающие. Программа была вынесена на суд общественности - после рассказа о проекте разработчики программы отвечали на многочисленные вопросы руководителей, преподавателей автошкол и инструкторов по вождению.

Все пожелания, высказанные на мероприятии, будут учтены для доработки программы, проект которой был разработан с учетом действующего законодательства. По мнению представителей рабочей группы – разработчиков программы -  законодательство нуждается в изменениях, поэтому Союз автошкол России, рабочая группа по разработке программы, профессиональное сообщество разработают пакет предложений на рассмотрение в Правительстве РФ.

Рассказали о проекте программы и ответили на вопросы представителей автошкол:

  • Белавин Игорь Юрьевич, руководитель Автошколы «СТАРТ»,
  • Степанов Андрей Анатольевич, методист рабочей группы, эксперт группы учебно-методического обеспечения Департамента профессионального обучения ДОСААФ РОССИИ,
  • Бахарев Владимир Сергеевич, руководитель экспертно-методологического отдела
  • ООО «ДБО»,
  • Ильина Ирина Евгеньевна - к.т.н., заведующая кафедрой «Организация и безопасность движения», участник комиссии по вопросам безопасности дорожного движения при Правительстве Пензенской области

Мнение о программе от лица Госавтоинспекции МВД России высказал заместитель начальника 5 отдела управления ГИБДД по г. Москва Федоров Константин Николаевич, уточнив, что программа еще изучается и полное заключение от ведомства будет позднее: «Экзамен на площадке, в связи с вступлением нового регламента, не проводится. Поэтому уменьшение количества часов на площадке оправдано. Упор на БДД необходим как на стадии обучения, так и на стадии последующей интеграции водителя в процесс дорожного движения. Положительно оценивается факт стандартизации процесса обучения, включение перечня методических материалов. Более подробное обсуждение будет дополнительно».

На сегодняшний день в России около 90% ДТП происходит по причине нарушения ПДД водителями, 65% ДТП происходит по вине неопытных водителей. Действующие сейчас программы обучения водителей в автошколах являются примерными, то есть они применяются на усмотрение каждой конкретной автошколы. В связи с этим, уровень подготовки в разных образовательных учреждениях может отличаться. Нынешние программы были разработаны в 2013 году. С тех пор было введено множество изменений в ПДД, а с 1 апреля 2021 года начал работать новый регламент ГИБДД по приему экзаменов на получение водительского удостоверения. Ушел, например, экзамен на первоначальные навыки вождения, так называемая «площадка». Теперь практический экзамен - один и он проводится в реальных дорожных условиях.

Именно по этим причинам было решено кардинально пересмотреть нынешние программы автошкол. Презентация первой из них, для водителей легковых автомобилей, состоялась 8 ноября 2021 года.

Основные изменения:

Теоретическая часть

Для наиболее взвешенного определения объема и содержания учебных предметов Примерной программы, а также объективного подхода к проведению текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в планы учебных предметов включены уровни усвоения учебного материала по каждой изучаемой теме.

При разработке примерной программы применена форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления учебной информации.

Объем часов аудиторных теоретических и практических занятий, отводимый на освоение программы, сокращен со 190/188 часов (механика/автомат) до 146/144 часов и компенсирован за счет освоения части объема часов теоретических занятий обучающимися самостоятельно, но под контролем преподавателя (общее количество часов, включая самостоятельную работу, 204/202).

Примерный учебный план предусматривает также вариативную часть учебных циклов, составляющую 20% от общего объема примерной программы. Эта вариативность будет учитывать, в частности, различные региональные особенности обучения.

В базовый учебный цикл включен модуль «Правила дорожного движения», которые в действующих программах являются разделом учебного предмета «Основы законодательства в сфере дорожного движения». Объем часов теоретических и практических занятий, отводимый на освоение этого учебного модуля, уменьшен с 38 до 30 часов.

В содержание новой программы также включены вопросы обеспечения безопасности пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ), необходимость использования детских удерживающих устройств (автокресел) при перевозке детей до 12-летнего возраста, правила подбора и установки детских удерживающих устройств, использование системы Isofix.

В учебном предмете Психофизиологические основы деятельности водителя» отсутствовала тема «Культура вождения и этика водителей». В новой программе в учебный модуль «Психофизиологические основы деятельности водителя» включена тема «Культура вождения и этика водителей».

В содержании учебного модуля «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления» рассмотрено устройство систем управления автомобилем, влияющих, прежде всего, на безопасность движения.

Практическая часть

Что касается практической части, то там сокращено количество часов на обучение первоначальным навыкам вождения на площадке – на «механику» выделено 14 часов, на «автомат» - 12 часов.

Количество часов на вождение в реальных дорожных условиях осталось таким же (32 часа), но сама структура занятий изменилась.

Предусмотрены 2 часа на обучение вождению с прицепом до 750 кг. Это будет предлагаться кандидату в водители на его усмотрение. В случае необходимости, количество часов может быть увеличено. Если будущий водитель не планирует использовать прицеп, эти 2 часа могут быть распределены на другие виды вождения.

Проектом предусмотрено проведение практических занятий с применением активных методов обучения (решение ситуационных задач) по изучаемым темам, а также практическое занятие по оформлению документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (так называемый «Европротокол»).

В примерные рабочие программы учебных модулей включены уровни усвоения учебного материала по каждой изучаемой теме. Если ученик не освоил предыдущий уровень, на закрепление навыков будут потрачены доп. часы.

В ходе презентации 8 ноября представителям автошкол показали и новые практические упражнения:

  • «Движение по габаритному коридору передним и задним ходом»
  • «Движение по габаритному коридору со смещением в правую и левую стороны передним и задним ходом с поворотами направо и налево»
  • «Движение по габаритному кругу задним и передним ходом со стороны правого и левого борта автомобиля».

Требования к автошколам

В подразделе «Материально-технические условия реализации Примерной программы» изменена формула для расчета количества необходимых механических транспортных средств (исключен резервный автомобиль).

Также сокращен перечень учебного оборудования, необходимого для реализации программы, удалены требования о минимальной освещенности закрытой площадки, о значении продольного уклона закрытой площадки и требования о коэффициенте сцепления колес транспортного средства с покрытием закрытой площадки.

Запись мероприятия:

Дополнительная информация:

Пресс-служба Экспертного центра «Движение без опасности»,

+7-977-696-14-17

События